Активные формы групповой работы

Лично­стный ростчеловека может происходить в особой форме активности, такой как «проживание». Это состояние сопровождается формирова­нием новых мотивов и потребностей, их преобразованием, иным соподчинением.

Чтобы процесс «проживания» и, со­ответственно, его подлинного усвоения стал возможным, необходима реальная жизненная ситуация, всегда эмоцио­нально насыщенная, часто конфликт­ная, связанная с творческим, субъек­тивным переживанием личности.

Создать такую ситуацию возможно, если, помимо традиционной формы ус­воения знаний, накопленных ранее (лекции, доклады, устные или письмен­ные сообщения на семинарах), исполь­зовать активные формы групповой ра­боты. В педагогике известны ситуации групповой работы:

· совещание

· групповая дискуссия,

· мозговой штурм,

· синектические сессии,

· фокус-группы,

· ситуационно-ролевые и деловые игры,

· социально-психологический тре­нинг.

Оценка эффективности таких форм групповой работы связана с об­ращением к самой личности, усваиваю­щей новые знания на базе собственно­го опыта. При квалифицированной ор­ганизации групповой работы такой процесс усвоения знаний перерастает постепенно в процесс их опробования, «примеривания» к собственным целям и задачам, личностным смыслам, ха­рактеру и содержанию профессиональ­ной деятельности и часто — личной жизни.

Активные методы групповой рабо­ты различаются между собой как по своим целям и задачам, так и по степе­ни их «приближенности» к личности. Наиболее глубоко проникающим в личностно-значимые сферы деятельности участников групповой работы является социально-психологический тренинг. Именно эта форма позволяет работать с реальными жизненными ситуациями. Собственно и целью тренинга является не столько приобретение знаний, сколько формирование недостающих поведенческих навыков и умений. Предметом группового обсуждения на социально-психологическом тренинге становятся собственный психологичес­кий опыт участников группы, а также их нераскрытый поведенческий ресурс.

Другие формы групповой работы обычно предметно ориентированы на конкретно поставленные тематические задачи. Они могут быть обращены к че­ловеку как к личности, но не содержа­тельно, а формально — как к носителю знаний, мнений, убеждений, нерешен­ных рабочих проблем, конкретных трудностей, профессиональных задач, функций, намерений и планов. Они, возможно, стратегически проигрывают в «психологичности», но тактически — более привычны.

Совещания это метод коллектив­ной выработки решений или передачи информации, основанный на дан­ных, полученных непосредственно от участников групповой работы.

Цель совещания — взаимная ори­ентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, моти­вов, жизненного и профессионального опыта.

Существенный недостаток совеща­ния — неконструктивность некоторых позиций, которые занимают участники в силу своих личностных особенностей, часто неосознанно (то есть человек не хочет идти на компромисс, противится принятию эффективных коллективных решений, не принимает критику и т.д., отчего результативность метода в це­лом падает).

Групповая дискуссия использу­ется для выработки разнообразных ре­шений в условиях неопределенности или спорности обсуждаемого вопроса путем разрядки межличностной напря­женности; определениям мотивации участия и побуждения каждого при­сутствующего к детальному выраже­нию мыслей; возрождения ассоциаций, ранее скрытых в подсознании челове­ка; стимуляции участников; оказание помощи в высказывании того, что уча­стники не могут сформулировать в обычной обстановке; корректировки са­мооценки участников и содействия рос­ту их самосознания.

Групповая дискуссия включает че­тыре этапа:

1. контакт-знакомство, установ­ление взаимоотношений и доброжела­тельной атмосферы;

2. ориентировка в проблеме — со­здание рабочего напряжения, настрой на групповое решение, знакомство с проблемой;

3. поиск решения — высокий уро­вень мотивации и активности, группо­вое единство, удержание в рамках про­блемы;

4. нахождение и формулировка ре­шения — сбор мнений, выявление про­тивоположных блоков, формирование поэтапного решения, осознание вклада каждого участника, выявление и пре­одоление трудностей, контроль кор­ректности формулировок, появление новых идей, пошаговое обобщение и коррекция, выделение узловых момен­тов, принятие решения.

Предметом групповой дискуссии, проводимой в учебных целях, могут быть:

· спорные вопросы из области про­фессиональной деятельности участни­ков дискуссии;

· противоречивые интересы участ­ников группы;

· проблемные ситуации, в том чис­ле предложенные к обсуждению сами­ми участниками групповой работы;

· совместные или привнесенные проекты, модели, типологии;

· разнообразные технологии и пути их применения.

Мозговой штурм групповое генерирование большого количества идей за относительно ко­роткий отрезок времени.

В его основе лежит принцип ассо­циативного мышления и взаимного сти­мулирования. Этот метод ослабляет стереотипы и шаблоны привычного группового мышления и при этом ни­кто не отмалчивается и «ценные мысли не сохнут на корню». Проводится он при остром дефиците творческих ре­шений и новых идей.

Основные правила (принципы) ра­боты:

1. никаких замечаний и никакой критики;

2. «свободное парение мысли»;

3. чем больше предложений, тем вы­ше вероятность появления новых идей;

4. желательна комбинация идей, их развитие и усовершенствование;

5. краткость.

Мозговой штурм включает четыре этапа:

1. подготовительный этап — фор­мулируется проблема, подбираются участники, обеспечиваются средства фиксации идей;

2. вводный этап — знакомство с про­блемой и принципами работы;

3. этап генерирования идей — гене­рируются и записываются идеи (после пятиминутной тренировки, в течение не более чем 30 минут, в атмосфере эмоциональной свободы, непринуж­денности, раскрепощенности, с помо­щью профессионального ведущего);

4. заключительный этап — оценка идей и «выуживание ценных предло­жений» с помощью группы компетент­ных экспертов.

Очевидные достоинства метода моз­гового штурма:

· снижается критичность и закры­тость мышления, тем самым, способст­вуя развитию творчества, оригиналь­ности, формированию позитивной ус­тановки человека по отношению к соб­ственным способностям;

· участникам предоставляется хо­рошая возможность проявить сочувст­вие, одобрение и поддержку друг дру­гу;

· эффективно преодолеваются внутренние логические и психологи­ческие барьеры, снимаются предубеж­дения, осознаются стереотипы.

Метод «Синектика» «соедине­ние разнородного» за счет включения в группу «разнородных специалистов» (по квалификации, опыту, стажу и др.).

Основной механизм работы метода — «использование аналогий как сред­ства смещения процесса с уровня осо­знанного мышления на уровень подсоз­нательной активности».

Связи между процессами устанав­ливаются с помощью метафор и анало­гий, парадоксального объединения по­нятий, относящихся к одному объекту.

Суть метода заключается в следующем:

1. — концентрация на задаче внима­ния людей с наиболее разносторонними знаниями;

2. — освобождение мышления от узко­профессиональных шаблонов и концеп­ций;

3. — вероятный поиск решения в по­граничной зоне;

4. — «патологический оптимизм» уча­стников «в сочетании с упрямством»;

5. — использование элементов внуше­ния, медитации, введения в транс как средства повышения сдвига процесса мышления в подсознание. Способ использования данного ме­тода называется синектическая сес­сия.

Синектическая сессия — выработка решения путем поиска удобных анало­гий:

· личная (персональная, субъек­тивная) аналогия — отождествление себя с объектом обсуждения, мобили­зация не только мышления, но и чувств (например, вообразить свое тело на ме­сте объекта, почувствовать себя им);

· прямая аналогия — сравнение па­раллельных фактов, систем (например, биологических и технических, психо­физиологических и социально-эконо­мических, строения тела и структуры общества);

· символическая аналогия — образ­ное и сжатое описание явления в поня­тиях из других областей знания, игно­рируя при этом препятствия (напри­мер, физические законы, социальные требования, психологические ожидания и др.).

Фокус-группа фокусированное групповое интервью, целью которого является получение добротных качест­венных данных по проблеме.

Все участники имеют отношение к некоторой ситуации, событию, виду де­ятельности. Внимание акцентируется на субъективном опыте людей, которые дают свое понимание, определение и объяснение обсуждаемой темы или проблемы.

Фокус-группы используются как ме­тод исследования, мониторинга, изучения и прогноза развития ситуации, но не как тех­нология принятия группового решения, рекламного воздействия, манипулятивного влияния.

В фокус-группах осуществляется глубинный поиск информации, которая не всегда проявляется впро­цессе повседневного общения. Изучая мнения участников по определенному предмету, ведущий действует по стро­гому плану и стремится получить наи­большее количество подробных инди­видуальных точек зрения. Обсуждение ведется свободно и не директивно, с высокой степенью вовлечения участни­ков.

Ситуационно-ролевые и деловые игры позволяют моделировать, об­суждать и реально проигрывать по ро­лям различные ситуации из области профессиональной деятельности, вклю­чая процессы межличностного и груп­пового общения.

При ситуационно-ролевом проиг­рывании чаще моделируют какую-то реальную или желаемую ситуацию, де­лая акцент на деловых, межличност­ных и внутриличностных проявлениях людей, роли которых изначально зада­ны самой ситуацией (например, беседа руководителя и подчиненного, просите­ля и спонсора, мужа и жены).

В деловых играх обычно моделиру­ются некоторые ситуации, а акцент де­лается на то, как подобные ситуации могут повлиять на ход дел в реальнос­ти (например, что будет, если мы вне­дрим что-то новое или станем работать как-то по-другому).

Главное преимущество игрового ме­тода — возможность опробовать неис­пользованный ресурс поведения в кон­кретной «учебной» ситуации с наи­меньшим риском, как для результатов самой профессиональной деятельности, так и для взаимодействующих личнос­тей.

Психологический эффект ролевого проигрывания сложных и непонятных ситуаций проявляется в том, что чело­век получает возможность с помощью группы увидеть себя одновременно и со стороны, и «изнутри», что обычно при­водит к возникновению неожиданных решений, личных открытий, «просвет­лений».

Игровой подход используется для решения многих задач:

1. реагирование на собственные по­веденческие ошибки;

2. осознание себя, собственных це­лей, мотивов, желаний, собственных поведенческих ошибок, своего ресурса, своих сильных и слабых сторон, при­чин своих неадекватных отношений и взаимодействий с другими людьми;

3. подготовка к инновациям;

4. групповое проектирование;

5. выявление скрытого ресурса от­дельного члена группы или группы в целом;

6. формирование эффективно рабо­тающих «команд»;

7. освоение новых психологических или профессиональных навыков и уме­ний;

8. снятие напряжения, преодоление барьеров общения, поиск новых путей решения хорошо знакомых проблем;

9. разработка эффективных инди­видуальных технологий делового обще­ния и приемов их модификации под меняющиеся задачи.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *