Аналитическая деятельность на предприятии

Организация аналитической деятельности на предприятии предполагает необходимость принятия решений по двум блокам вопросов:

1. Состояние элементов технико-экономического анализа деятельности предприятия.

2. Выбор приоритетных направлений аналитической деятельности

К элементам технико-экономического анализа деятельности предприятия относятся:

· виды и методика проведения анализа;

· информационная база анализа;

· организация аналитической работы на предприятии.

По содержанию процесса управления выделяют: перспективный (прогнозный, предварительный) анализ, текущий (ретроспективный) анализ по итогам деятельности за тот или иной период, оперативный анализ. Перспективным анализом называют анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем. Раскрывая картину будущего, перспективный анализ обеспечивает управляющему решение задач стратегического управления. Текущий анализ позволяет оценить работу объединений, предприятий и их подразделений за месяц, квартал и год нарастающим итогом. Главная задача текущего анализа – объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление имеющихся резервов, мобилизация их, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы. Оперативный анализ приближён во времени к моменту совершения хозяйственных операций. Он представляет собой систему повседневного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого вмешательства в процесс производства и обеспечения эффективности функционирования предприятия.

Методика проведения анализа основывается на применении специальных способов и приемов. Способы применения анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические. К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок. Ко второй группе относят корреляционный анализ, регрессивный анализ, и т.п. Математические методы вошли в круг аналитических разработок значительно позже традиционных.

На практике используют следующие приемы анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый, метод коэффициентов, сравнительный, факторный. Горизонтальный (временный) анализ – сравнение каждой позиции с предыдущим периодом. Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом. Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. Анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей. Сравнительный анализ — это сопоставление сводных показателей подразделений или организации в целом с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными. Факторный анализ — анализ влияния и отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приёмов исследования. Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т. е. синтез — соединение отдельных элементов в общий результативный показатель.

Все вышеперечисленные способы и приемы анализа относятся к формализованным подходам. Однако существуют и неформализованные подходы: методы экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические и т. п., они основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне.

Основу информационного обеспечения анализа составляет система учета и отчетности. Основу системы информационного обеспечения аналитической деятельности составляют формы бухгалтерской отчетности, утверждаемых Министерством финансов Российской Федерации, а также статистической отчетности по труду и себестоимости, утверждаемой Госкомстатом РФ.

Организацию аналитической работы на предприятии должно координировать либо его первое лицо, либо специально создаваемое подразделение, формулирующее ежедневные сводки по конкретным направлениям аналитической работы.

При выборе приоритетных направлений аналитической деятельности на предприятии каждый руководитель должен иметь ввиду, что цели и стратегии организаций различны. Вместе с тем, в наиболее общем случае можно выделить следующие основные направления аналитической работы: анализ производственных результатов работы предприятия, анализ экономических результатов деятельности предприятия, анализ состояния и использования основных фондов, анализ использования материальных ресурсов и состояния их запасов, анализ финансового состояния предприятия, анализ использования трудовых ресурсов, анализ результатов технического развития предприятия, анализ затрат на производство и реализацию продукции, анализ результатов социального развития предприятия, оценка эффективности работы предприятия.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *