Биография Хун Сю-цюаня

Хун Сю-цюань (1813-1864 гг.), вождь тайпинского восстания, был уроженцем Хуасяня провинции Гуандун, третьим сыном в бедной семье хакка (Так на юге называли переселенцев из центральных и северных провинций.). В детстве он проявил способности к учению и благодаря общим усилиям членов своей семьи смог посещать школу. Позже вследствие бедности он был вынужден зарабатывать на жизнь преподаванием, участвуя, правда безуспешно, время от времени в официальных экзаменах (В Китае вплоть до начала XX в. существовала система экзаменов при занятии должностей на государственной службе.). В 1837 г. он снова участвовал в экзаменах в Гуанчжоу и снова провалился. Обескураженный своими неоднократными провалами, Хун заболел (1837 г.) и был на некоторое время прикован к постели. Выздоровев, он объявил, что во время своей болезни был перенесен на небо к почтенному старому человеку. Последний печально пожаловался Хуну, что человеческая раса, которую он создал, поклоняется демонам вместо своего создателя. Затем он дал Хуну меч для истребления демонов и печать, с помощью которой Хун мог бы преодолеть злых духов. В течение последующих посещений, продолжавшихся примерно 40 дней, Хун часто встречал человека средних лет, названного им старим братом, который обучал его истреблять демонов. После болезни Хун Сю-цюань в течение 6 лет продолжал преподавать в сельских школах, и, возможно, в это время он был гадателем и странствовал в Гуандуне и Хунани. Хотя поведение его было весьма достойным, его высказывания часто были необычны и странны…

В 1843 г. Хун Сю-цюань прочел девять трактатов, которые содержали переводы или пересказы многих глав Библии и несколько проповедей на темы священного писания. Он обнаружил в них ключ к объяснению своих видений, бывших 7 лет тому назад, и решил, что старый человек его видений был богом-отцом, а человек средних лет — небесным старшим братом Иисусом и что он сам является сыном бога, уступающим в могуществе и славе лишь Иисусу, составляя, таким образом, новую троицу. Он уверился, что был призван через откровение уничтожить демонов и поганых идолов и восстановить поклонение богу.

После того как Хун Сю-цюань и его двоюродный брат Ли окрестили друг друга, Хун начал проповедовать. Вскоре у него появилось двое новообращенных — Хун Жэнь-гань (1822-1864 гг.), его родственник, и Фэн Юнь-шань (1822-1852 гг.), его сосед и товарищ по школе. Очень быстро родители, жены и дети Хун Сю-цюаня и Хун Жэнь-ганя были также обращены в христианство. Так как разрушение идолов в их родной деревне встретило сопротивление, Хун Сю-цюань и Фэн Юнь-шань отправились в 1844 г. проповедовать в Гуанси, добывая средства на пропитание торговлей письменными принадлежностями. Хун возвратился в Хуасянь зимой 1844 г. и следующие 2 года (1845-1846) занимался преподаванием и писал религиозные проповеди и оды. Фэн в это время обосновался в Цзыцзиньшане в 50 ли от Гуйпина в провинции Гуанси. В течение нескольких последующих лет он обратил в христианство несколько тысяч человек, главным образом из крестьян-переселенцев и из племени мяо, и организовал религиозное общество «Бай шанди хуэй», т.е. «Общество поклонения Небесному владыке». В 1847 г. Хун… снова отправился в Гуанси, где нашел Фэн Юнь-шаня в тюрьме за разрушение идолов, но тот вскоре был освобожден. Местными христианами Хун был принят как вождь. Хотя Хуну и Фэну указывалось, что христианство, которое они проповедуют, основывается на их собственном толковании небольших отрывков из Библии, они усердно продолжали свои проповеди. Новое учение быстро распространилось из Цзыцзиньшаня в соседние районы, но еще не скоро оно приобрело политическое значение…

Тайпинское восстание началось в июле 1850 г. в деревне Цзиньтянь в Цзыцзиньшане. Всем «служителям бога» было приказано сопротивляться правительственным войскам. Чтобы заставить их следовать за своими вождями при любых обстоятельствах, не думая о семьях, их дома были разрушены, а все движимое имущество было отдано в общую казну, из которой они получали поровну.

25 сентября 1851 г. тайпины овладели городом Юнань, и там Хун единодушно был провозглашен тяньваном — небесным владыкой Тайпин Тяньго — Небесного государства великого спокойствия; 1851 год стал первым годом новой династии…

В 1852 г. Хун Сю-цюань с главными силами из Чэньчжоу подступил к г.Чанша, который тайпины штурмовали с помощью подкопов и мин. Но их попытки оказались безрезультатными, так как и правительственные войска и милиция были сосредоточены для обороны города… 30 ноября 1852 г. осада была снята, и повстанцы двинулись на север в Иочжоу, которым они овладели 13 декабря 1852 г. Вскоре они заняли Учан (12.1-9.11. 1853 г.), после чего были вынуждены двинуться на восток вдоль Янцзы с полумиллионом последователей, включая женщин и детей. Не встречая сильного сопротивления, повстанцы захватили Цзюцзян (18 февраля) и Аньцин (24 февраля). Нанкин был полностью захвачен ими 19-21 марта. Чтобы перерезать коммуникации правительственных войск, они захватили также Цинцзян (30 марта) и Янчжоу (1 апреля)… После объявления Нанкина Небесной столицей — Тяньцзинем Хун Сю-цюань послал одну экспедицию в Северный Китай и другую на запад для занятия Аньхуэя, Цзянси, Хубэя и Хунани. Хотя северная экспедиция прошла из Цзянси через Аньхуэй, Хэнань, Шаньси и Чжили и находилась даже в 10 милях от Тяньцзиня, она в конце концов была разбита (1855) Сэнколиньцином (Сэнколиньцин маньчжурский военачальник.). Западная экспедиция также встретила упорного соперника в лице Цзэн Го-фаня (Цзэн Го-фань -китайский феодал, который помог маньчжурскому правительству расправиться с тайпинами.), который в конечном итоге и подавил тайпинское восстание.

В конце 1852 г. Цзэн Го-фаню было приказано организовать Хунаньскую армию. 25 февраля 1854 г. он двинул свои вновь организованные силы и вытеснил тайпинов из Хунани в Хубэй, а в октябре 1854 г. — из Хубэя в провинцию Цзянси. В 1856 г. судьба благоприятствовала Цзэну, который отвоевал Учан 19 декабря и снова вынудил тайпинов вернуться в Цзюцзян. Тем не менее императорские силы были наголову разбиты под Нанкином 9 августа, что имело огромное значение для тайпинов. За этой победой, однако, последовала усобица между тайпинами. Генералиссимус Ян Сю-цин возгордился своими деяниями и попытался узурпировать место Хун Сю-цюаня. Хун приказал северному вану (Ван — высший титул в Тайпинском государстве, соответствующий титулу князя.) Вэй Чан-хуэю и вану-помощнику Ши Да-каю убить Яна (3/IX 1856 г.)…

После гибели Ян Сю-цина Хун Сю-цюань важнейшие государственные должности предоставил своим родственникам. Управление государством оказалось в руках его старших братьев Хун Жэнь-фа, Хун Жэнь-да, его двоюродных братьев Хун Жэнь-чжэна и Хун Жэнь-ганя. Они известны как «четыре князя Хуна», которые хотя и были некомпетентны, но могущественны. В решении военных вопросов Хун Сюцюань должен был опереться на талантливого Ли Сю-чэна и Чэнь Юйчэна. Сам же Хун беспечно проводил дни во дворце, окруженный многочисленными наложницами.

Весной 1858 г. реорганизованные правительственные войска из «Великого лагеря в Цзяннани» под командованием Чжан Го-ляна снова атаковали Нанкин. 1.9 мая силы Цзэн Го-фаня вновь овладели Цзюцзяном. Испуганный этим, Хун срочно вызвал своих генералов на помощь Нанкину, но в течение года никто из них не явился, так как они участвовали в серьезных сражениях в различных местах. Чтобы обеспечить верную службу наиболее видных полководцев, Хум роздал (1858 г.) сотни новых титулов ванов; двумя самыми главными стали Чэнь Юй-чэн, пожалованный титулом Инвана или Храброго князя, и Ли Сю-чэн, назначенный Чжунваном — Верным князем.

Тайпинское восстание в конце концов потерпело поражение вследствие консолидации сил привилегированных классов, а также помощи, оказанной императорским силам со стороны западных держав. К тому же восставшие сами себя ослабили внутренними раздорами и отсутствием компетентных руководителей. Вначале иностранцы проявляли — симпатию к восставшим, затем они некоторое время были нейтральными, но в конце концов, чтобы поддержать свои торговые интересы и сохранить привилегии, полученные от маньчжурского правительства в договорах 1860 г., они активно помогли последнему…

Тем временем Хун Сю-цюань возлагал надежды только на помощь бога. Когда Ли Сю-чэн настаивал, чтобы Хун отступил из Нанкина в Цзянси и Хубэй, он отклонил это предложение под предлогом, что воля неба заставляет его оставаться в столице. Когда в осажденном городе начался голод, он приказал всем питаться травой. Затем он отдал солдатам свои драгоценности, чтобы ободрить их, но солдаты плакали, так как не могли обменять драгоценности на пищу. Наконец Хун Сю-цюань, раздраженный и больной, боясь поражения, покончил с собой, приняв яд (1 июня 1864 г.) незадолго до падения города. Ему наследовал его сын Хун Фу, а регентом стал Хун Жэнь-гань…


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *