Формы взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества

Для того, чтобы гражданское общество сформировалось и эффективно отстаивало свои интересы необходимо создавать благоприятные условия для деятельности некоммерческих организаций.

В последнее время особое внимание уделяется взаимодействию органов власти с различными институтами гражданского общества, общественными организациями или, как принято их называть «третьим сектором», включая в себя взаимодействие на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Примером активной совместной работы органов власти и институтов гражданского общества на федеральном уровне является создание Общественной Палаты Российской Федерации, Общероссийского народного фронта, Общественных Советов при Главе государства, посредством которых осуществляется тесное взаимодействие с общественностью.

Одной из форм открытости власти для взаимодействия с институтами гражданского общества является Указ Президента Российской Федерации по формированию рабочей группы по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы «открытого правительства», одной из целей которого заключается в анализе эффективности взаимодействия органов исполнительной власти с общественными движениями и объединениями, подготовкой предложений по созданию современной системы взаимодействия органов власти с общественными движениями на этапах выработки решений.

Гражданское общество наиболее эффективно действует на региональном уровне. Именно на региональном уровне граждане решают насущные задачи организации своего жизненного пространства. Здесь вырабатываются отношения региональных и муниципальных властей и граждан.

Нынешнее состояние третьего сектора имеет ряд особенностей:

— имеет слабый административно-правовой ресурс, что сказывается на процессе принятия решений;

— имеет поддержку граждан, но не имеет кадрового потенциала;

— велика неоднородность политических институтов, которые имеют серьезные различия по социальной ориентации, экономическому развитию, взаимодействию с заинтересованными сторонами, что затрудняет выработку определенной позиции, а соответственно и принятие решений.

Произошла формализация отношений как на федеральном, так и на региональном уровне. Примером тому могут быть следующие факты.

В 2004г. сформирован Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества, с 2011 г. Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, создана Общественная Палата, действующая с 2006 года.

В эти годы приняты федеральные законы и программы, поддерживающие развитие некоммерческих организаций, поддержку социально-ориентированных НКО.

Были созданы механизмы учета мнения граждан на региональных уровнях:

— Общественные Палаты субъектов РФ, муниципальных образований;

— Общественные консультативные советы при Министерствах и ведомствах;

— попечительские, экспертные советы и многочисленные рабочие группы.

Происходит организация граждан по месту жительства, имеется практика организации территориальных общественных самоуправлений (ТОС) и товариществ собственников жилья.

Местная власть является тем звеном, которое обеспечивает выполнение любой стратегии федеральной и региональной власти, доводя её до людей. Муниципальные руководители, хорошо знающие особенности и проблемы территории, населяющих её людей, способны предложить наиболее эффективную тактику реализации стратегий и проектов, разработанных на федеральном уровне. Органы местного самоуправления могут обеспечить для руководителей государства непрерывную и достоверную обратную связь, предоставляя информацию о ходе выполнения важнейших социальных задач на местах, об отношении граждан к различным инициативам органов власти, а при необходимости — и предложения по корректировке принятых решений.

В настоящее время ресурсы местного самоуправления используются недостаточно. Эффективной работе местных властей мешает целый ряд факторов, важнейшим из которых является слабая ресурсная база органов местного самоуправления, и в первую очередь низкий уровень собственных доходов местных бюджетов.

Не менее остро стоит проблема низкой социальной активности граждан, устраняющихся от участия в решении вопросов местного значения. Одной из причин является сформировавшиеся социально-психологические установки граждан, заключающиеся в тотальной зависимости от власти, неумении и нежелании принимать на себя ответственность за решение проблем своего дома, улицы, поселения, а также низкая правовая культура и неинформированность. Большая часть населения слабо осведомлена о полномочиях и сфере ответственности местных властей, о собственных правах и возможностях влияния на ситуацию по определенному вопросу. Активность в участии вопросов местного значения определена уровнем образованности, правовой грамотности, желании принимать участие в решении обозначенных вопросов.

В результате взаимодействия органов власти и представителей общественности со стороны граждан имеют место следующие факторы:

— решение индивидуальных проблем;

— неверие и отсутствие понимания как можно повлиять на принятие решений;

— слабая правовая грамотность, низкий уровень осведомленности в решении вопросов местного значения.

Со стороны общественных объединений:

— нестабильность источников финансирования;

— небольшой опыт отстаивания собственных интересов;

— недостаточный профессионализм, а также уровень экспертной оценки в самой организации.

Для гражданского общества являются актуальными проблемы самоорганизации, развития общественного контроля, выстраивания диалога и взаимодействия с органами власти.

Только благодаря совместным усилиям федеральных, региональных, местных властей и институтов гражданского общества возможно эффективно выстраивать работу по взаимодействию органов власти и общественных институтов для решения задач в части повышения качества жизни населения.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *