ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРАВА И НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ПЕДАГОГА

Подготовка педагога к урокам права представляет собой важный этап профессиональной деятельности и осу­ществляется до начала учебного года. Каждый учитель права должен быть хорошо знаком с тре­бованиями государственного стандарта, в первую очередь с правовым блоком обязательного минимума знаний, учебной программой, книгами по курсу. Необходимо определиться, какие учебники станут основой работы с учениками. Стоит обратить внимание на то, какие нормативно-правовые акты понадобятся для изуче­ния курса.

При подготовке к уроку учитель права отбирает необходи­мое юридическое содержание, продумывает тип, структуру уро­ка, а также формы учебно-познавательной деятельности школь­ников. Необходимо сформулировать цели учебного занятия. Выделяют:

— образовательные;

— развивающие;

— воспитательные цели.

Цель связана с результатом деятельности и всегда направ­лена на его достижение. Чтобы правильно сформулировать цели, учитель анализирует учебник, пособия, программу. При опреде­лении образовательных целей необходимо обратить внимание на то, какие знания будут формироваться в ходе урока, какие вопросы необходимо повторить, углубить в изучении темы, что главное должен знать ученик. В практике работы школ все еще встречаются некоторые нега­тивные моменты в подготовке и организации урока (учитель обращает большее внимание на дисциплину занятия и старает­ся поддержать ее всеми усилиями, не соотнося это со способами обучения школьников праву, не прогнозируется и результат обучения — учитель не знает, к чему он стремится, а потому деятельность школьников хаотична, бессистемна).

При подготовке к уроку учитель права анализирует контин­гент своих учеников. Ему необходимо определить, какая дея­тельность обучаемых будет доминировать на уроке. При этом он соотносит характер деятельности школьников с существующи­ми уровнями познания: воспроизводящим, преобразующим и творческо-поисковым. Учитель должен знать способности своих обучаемых и выс­траивать работу с их учетом. Необходимо четко представлять виды деятельности школьников на уроке.

При подготовке к уроку учитель продумывает организаци­онную сторону урока: как его начать, как заинтересовать школь­ников в изучении материала, какие формы работы предложить и проч. Необходимо разобраться в том, на каком этапе урока лучше поставить проблему по теме. Каждый раз умения школь­ников будут совершенствоваться при грамотной профессио­нальной подготовке урока, а потому будет усиливаться самосто­ятельность их деятельности. Особо следует обратить внимание на отбор материала к уро­ку. Учитель определяет объем материала и приемы изложения его содержания. Здесь он определяет понятия, подбирает необ­ходимые примеры для их иллюстрации. Продумывается и рабо­та с учебником, хрестоматиями.

При подготовке к уроку следует продумать и систему закрепления знаний и умений ребят, их проверки и оценки.

Выделяя критерии оценивания знаний школьников в образовательном процессе целесообразно выделить такие как:

1. Оценка должна быть объективна, т. е. соответствовать знани­ям и умениям школьников.

2. Ученику следует объяснить, почему его ответ оценен именно так, какие были допущены ошибки и проч. Оценка должна быть по­нятна и ясна школьникам.

3. При выставлении оценки следует учитывать полноту ответа школьника,умениеиспользоватьвречиправовыепонятия,аргументировать свое мнение, представлять необходимые примеры в пояснение.

Среди важнейших рекомендаций по подготовке педагога к уроку необходимо выделить следующие:

1. Учитель права должен вести постоянную работу по отслеживанию новой информации. знакомиться с материалами судебной практики.

2. Учитель права должен прочитать материал учебника по теме, обратив внимание на предложенный для усвоения обучаемым текст и те вопросы, которые изложены недостаточно полно; проанализировать дополнительный материал и задания, которые планируется предложить ученикам.

3. Учитель права должен четко расписать ход урока, обратив внимание на то, сколько времени может занять изучение тех или иных вопросов темы.

4. Учитель права должен четко продумать то домашнее задание, которое будет предложено ученикам.

5. Учитель права должен отобрать интересную правовую информацию, которая могла бы акцентировать внимание обучаемых в том случае, когда они устали или произошла непредвиденная «заминка» на уроке при неподготовленности учеников, неспособ­ности выполнить предложенные задания и проч.

6. Учитель права должен продумать, какие ученики будут выполнять те или иные задания.

7. Учитель права должен обязательно составлять развернутый план-конспект урока.

Так, важнейшее значение при подготовке педагога к занятию играет подготовка конспекта урока, которая представляет по праву представляет обой модель учебного занятия. В нем раскрывается ход урока, деятельность учителя и учеников на каждом этапе обучения. Учитель просчитывает, сколько времени можно затратить на ту или иную форму работы, указывает методы, приемы и средства обучения. В конспекте записываются формулировки основных вопросов, заданий, которые будут выполнять школьники, а также выводы, обобщения.

Создаваемая в современных условиях система повышения квалификации работников образовательных учреждений предла­гает акцентировать внимание слушателей на таких вопросах, как:

— новые приоритеты правового обучения и воспитания;

— современные технологии правового обучения, в том числе дистанционное образование в сфере правового обучения;

— учебники и учебная литература по праву и обществознанию в рамках современной системы обучения школьников и проч.

С юридической точки зрения, каждый учитель права обязан не менее чем один раз в пять лет проходить повышение своей квалификации. Однако практика показывает, что творчески рабо­тающие педагоги принимают участие в различных курсах, про­водимых ежегодно усилиями школы, управления образования и институтов повышения квалификации, в связи с тем, что препо­давание права и подготовка учителя к этому процессу — слож­ный процесс постоянной работы учителя над собой.

Педагогическая деятельность учителя права носит своеоб­разный характер и не может быть жестко обусловлена времен­ными рамками учебных занятий. К научным прин­ципам в организации правового образования относятся:

постоянное совершенствование методов и приемов право­вого обучения школьников. При этом сами обучаемые ста­ли использовать в своей деятельности более совершенные методы обучения (новые компьютерные технологии, аудио и видеоматериалы, системы для ускоренного запоминания определенной информации, практическую деятельность по совершенствованию приобретаемых навыков правового ха­рактера);

укрепление дисциплины учебной деятельности (начиная от исключения нерационального расхода времени самим педагогом и заканчивая систематической подготовкой к за­нятиям обучаемого);

воспитание обучаемых на примере четкой научной органи­зации труда преподавателей.

Так, к основным принципам научной организации тру­да учителя права относятся:

1. Принцип оптимальности. Обычно он проявляется в созда­ний максимально благоприятных условий для проведения конк­ретного учебного занятия по праву. Для четкой организации такого процесса обучаемые заранее предупреждаются о месте и времени проведения занятия, необходимом оборудовании урока. Педагог при необходимости заранее подготавливает учебную ауди­торию, наглядные материалы, сообщает тему для изучения.

2. Принцип гуманизации. Такой принцип связан с устранени­ем неблагоприятных воздействий на ученика. Здесь становится важным сформировать доверительную обстановку общения с обучаемым, используя исключительно его положительные эмо­ции. Нет смысла насильно заставлять учеников выполнять опре­деленные действия, ибо силовые приемы в организации занятий чреваты отторжением хотя и нужной правовой информации.

3. Принцип экономии сил, средств перемени на организацию обучения. Для реализации именно такого принципа целесообразно проводить системную подготовку к правовым занятиям, прогнозируя определенный результат правовой обученности.

4. Принцип индивидуализации конкретности поручения определенных дел. Организуя правовое обучение в своей школе, учитель должен дифференцированно подходить к каждому уче­нику, выявив изначальные его потенциальные возможности и способности. Предъявлять одинаковые требования ко всем нецелесообразно, а разнообразие применяемых методов позволит достичь гораздо больших результатов.

5. Принцип плановости доказывает, что стихийно-эмпири­ческие, разрозненные методы правового обучения, хаотично применяемые в образовании, вряд ли способны решить главные задачи правового обучения и воспитания современных школь­ников. В этой связи важно, чтобы образовательное учреждение уделяло особое внимание планированию в системе правового обучения, предполагающему проведение не только учебных кур­сов по праву, но и внешкольных мероприятий.

6. Принцип единства теории и практики правового обучения. Содержание любой темы урока должно носить практико-ориентируемый характер. Большую помощь в системе практической реализации приобретаемых юридических знаний оказывает практика работы разнообраз­ных клиник при образовательных учреждениях, где обучаемые бесплатно оказывают всевозможную юридическую помощь на­селению, особенно малоимущим гражданам.

7. Принцип постоянного и доброжелательного контроля за системой усвоения правовых понятий и приобретением умений. Проведение текущего и итогового контроля правовых знаний и умений учеников позволяет систематизировать полученную пра­вовую информацию, вовремя выявить существующие пробелы и восполнить их, а также проверить верность выбранных мето­дов правового обучения.

Важным условием эффективности научной организации труда является стимулирование познавательных интересов обучаемых.

Педагогическая деятельность учителя права содержит несколько компонентов:

организаторский (педагог организует процесс обучения праву, планирует деятельность учеников).При подготовке к уроку учитель продумывает, с чего его начать, какие познавательные задания можно предложить.

— гностический. При подготовке к уроку учитель осмысливает содержание учебного материала; формулирует дидактическую цель; опреде­ляет тип урока, его структуру. Выбираются источники знаний (текст учебника, лекция, юридический документ), на основе которых прогнозируется работа. Учитель продумывает вопросы и задания по теме, которая была уже изучена (необходимо углубить и систематизировать знания учеников). Этот компо­нент предполагает постоянное познание учителем содержания курса, новых технологий обучения.

— конструктивный (педагог самостоятельно «выстраивает» систему обучения, продумывает логику изложения матери­ала, составляет программы, анализирует особенности со­става учеников, определяет доминирующий характер дея­тельности учащихся и т. д.)

— коммуникативный (учитель права добивается установле­ния обратной связи, взаимопонимания и согласованных действий с учеником).

Результативность обучения праву определяется и умением учителя организовать, провести урок. Н.В. Кухарев выделил 4 уровня осуществления такой деятельности:

1. Учитель способен проектировать, достигать результата обучения с учетом затруднений, которые могут возникать у уче­ников.

2. Учитель включает учеников в творческую работу. Орга­низуется рациональный режим работы на уроке.

3. Учитель ограничивается выявлением знаний, умений учащихся во время опроса.

4. Педагог придерживается поурочного планирования, не думает, как достичь результата. Главное — дисциплина на уроке.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте календарно-тематическое планирование как вид научной организации труда.

2. В чем заключается сущность разработки учебно-методического комплекса: конспекта лекций, заданий для аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, подготовка карты обеспеченности учебного процесса, разработка интерактивных форм проведения занятий?

3. Какова роль изучение базовых нормативно-правовых актов в рамках подготовки педагога к дисциплине?

4. Почему изучению судебной практики и научной доктрины предается фундаментальное значение при подготовки педагога к правовым дисциплинам?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *