Модели рынка ценных бумаг

Для характеристики фондовых рынков рассмотрим его основные модели, которые видоизменяются по мере развития самого рынка.

Модели фондового рынка, которые существуют в различных странах, можно условно разделить на четыре группы в зависимости от того, какие органы осуществляют регулирование фондовой деятельности в стране:

— регулирование которых преимущественно осуществляют банки;

-0регулирование которых осуществляет Министерство финансов страны;

-0регулирование которых преимущественно осуществляет специализи-рованный государственный орган;

— регулирование которых осуществляют сразу несколько регуляторов (например, специализированный государственный орган, Министерство финансов страны и банки).

Первая модель основана на том, что значительная часть фондовых операций основана на заёмном капитале, основным институтом для обслуживания которого являются банки, поэтому в ряде стран развитие и осуществление фондовых операций взяли на себя банки. Поскольку такая модель фондовых операций сформировалась и наиболее ярко проявилась в Германии, такую модель фондового рынка теперь принято называть германской моделью. Для неё характерно преобладание банковского и биржевого сегментов в системе осуществления фондовых операций.

В Германии практически нет внебиржевого фондового рынка в его классическом понимании. Банковская же система создаёт большую часть нормативных документов, регулирующих фондовые операции, и осуществляет контроль за их проведением, т.е. контролирует большую часть фондового рынка в стране.

За последние 40 лет в США доля банков в финансовых активах упала на 30 %, а доля коллективных инвесторов (совместные фонды, пенсионные фонды) выросла на 25 %, последними активно начали осуществляться банковские услуги. Эта тенденция является общемировой и проявляется даже в Германии с её традиционно банковскими рынками ценных бумаг» [45].

Вторая модель фондового рынка – так называемая американская модель − наиболее характерна для американской финансовой системы, где большая часть фондовых операций осуществляется в различных специализированных00фондовых00институтах,00таких как специали-зированные брокерские, дилерские, депозитарные, регистрационные, трастовые, клиринговые и другие компании.

Часть фондовых операций и большинство расчётов по фондовым операциям осуществляются, конечно, через банки, но они не играют приоритетной роли в осуществлении этих операций. При такой модели ключевую роль в регулировании фондового рынка играют государственные органы управления.

Американская модель построена на трёх основных элементах: концепции, сформулированной в начале 30-х годов нашего века, согласно которой рынок ценных бумаг функционирует независимо от банковской системы и является основой для привлечения инвестиций; правовой базе в виде пакета законов, регулирующих положения концепции; специальном органе, в чьей компетенции находится обеспечение исполнения законов о рынке ценных бумаг. В отличие от американской модели на евро-пейском континенте финансирование инвестиций чаще осуществляют банки, выполняющие функции профессиональных участников на рынке ценных бумаг.

Третья модель фондового рынка основана на руководящей роли финансовых государственных органов в регулировании фондового рынка. Примерами таких моделей являются фондовые рынки Англии и Японии, где значительная часть функций по регулированию деятельности фондового рынка осуществляется высшими финансовыми органами государств.

Четвёртая модель предполагает наличие сразу нескольких регуляторов фондового рынка в государстве. Например, в России наряду с основным регулятором фондового рынка, которым является Федеральная служба по финансовым рынкам, которая регулирует деятельность всего фондового рынка страны, существенными полномочиями наделены Центральный банк РФ в части регулирования банковской фондовой деятельности и Министерство финансов РФ, определяющее порядок выпуска и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

В России в течение первого десятилетнего срока становления фондового рынка шла постоянная борьба за приоритетность фондового рынка, которая выливалась на страницы газет и журналов. Это происходило, на наш взгляд, вследствие примерного равенства темпов развития фондовых операций на банковском и небанковском рынках. До выхода в свет закона «О рынке ценных бумаг» банки обладали несколько большими полномочиями, чем в настоящее время. Они имели право самостоятельно осуществлять аттестацию банковских специалистов, осуществляющих фондовые операции, и при выдаче банковских лицензий закреплять за банками право проводить операции с любыми ценными бумагами.

За последние годы российскими государственными органами, регулирующими фондовый рынок, издан обширный круг нормативных документов, которые удовлетворяют первостепенные потребности этого рынка. В соответствии с этими документами банки теперь признаются одними из профессиональных участников на РЦБ и для осуществления фондовых операций с ценными бумагами, эмитированными не банками, им необходимо получать разрешительные документы, установленные для всех профессиональных участников рынка ценных бумаг России.

Присутствие на фондовом рынке представителей банковского и небанковского секторов создаёт определённую конкуренцию и способствует более эффективному, с нашей точки зрения, развитию фондового рынка в целом. С другой стороны, возможность для инвесторов осуществления выбора по вложению своих свободных средств между фондовым и банковским сектором, в свою очередь, создаёт здоровую конкуренцию на финансовом рынке и способствует его развитию.

Приоритетность той или иной модели регулирования фондового рынка страны достаточно сложно определить, поскольку в каждом конкретном случае эти модели сложились в силу особенностей и традиций конкретной страны и в наибольшей степени отвечают интересам этого развития. На наш взгляд, все они имеют право на существование, и аналитикам при характеристике фондовых моделей остаётся только констатировать большую или меньшую роль государства или банковской системы в регулировании деятельности фондового рынка.

Таким образом, все модели фондового рынка имеют свои особенности, но в основном они едины по сути выполняемых функций – они способствуют привлечению свободных денежных средств в сферы их наиболее эффективного использования.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *