Муниципальное управление в сферах культуры, досуга, физической культуры и спорта

Культура и досуг. Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории.

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44). Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым отраслевым законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры. Кроме указанных сферу культуры регулируют 78-ФЗ «О библиотечном деле», №54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»; постановлении=Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»; концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы и др. нормативно-правовые акты на региональном и местном уровне.

Культура — это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники, пополнять копилку достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к достижениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.

Культурное наследие — это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию. Культурные блага — услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

К сфере культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности.

┌───────────────────────────────┐┌──────────────┐┌──────────┐

│ Культурно- ││ Библиотечное ││ Музейное │

│ просветительская деятельность ││ дело ││ дело │

└──────────────────────┬────────┘└─┬────────────┘└───┬──────┘

┌──────────────┐ │ │┌────────────────┘

│ Театрально- │ │ ││ ┌────────────────────┐

│ концертная │ ┌──┴───────────┴┴┐ │ Кино-, │

│ деятельность ├────┤ ├────┤ видеопроизводство │

└──────────────┘ │ │ └────────────────────┘

┌──────────────┐ │ Сфера │ ┌────────────────────┐

│ Цирковая ├────┤ культуры │ │ Изобразительные │

│ деятельность │ │ ├────┤ искусства │

└──────────────┘ │ │ └────────────────────┘

┌──────────────┐ │ │ ┌────────────────────┐

│ Декоративно- ├────┤ ├────┤ Содержание │

│ прикладное │ └┬─────────────┬┬┘ │ и реставрация │

│ искусство │ │ ││ │ памятников истории │

└──────────────┘ │ ││ │ и культуры │

│ ││ └────────────────────┘

│ │└──────────┐

┌──────────────────┴┐┌───────────┴─┐┌────────┴────┐

│ Историко-архивная ││ Радио и ││ Краеведение │

│ деятельность ││ телевидение ││ │

└───────────────────┘└─────────────┘└─────────────┘

Рис. Состав сферы культуры

Формирование и осуществление осмысленной культурной политики является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны, согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей.

К полномочиям федерального уровня власти относится определение политики в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение в федеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения этих задач, контроль и финансирование деятельности федеральных учреждений культуры.

На уровне субъектов РФ реализуются федеральные программы в области культуры и искусства, разрабатываются региональные целевые программы, а также необходимые для осуществления региональной политики нормативно-правовые и организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства.

Муниципальная политика в сфере культуры строится на основе общих принципов государственной политики. Федеральный закон 2003 года относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организацию библиотечного обслуживания населения, охрану и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения. К компетенции муниципальных районов отнесена организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора).

Организация управления и финансирование культуры в муниципальном образовании

Органы местного самоуправления осуществляют строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий. В собственности муниципальных образований могут находиться имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы, иные объекты (музеи, галереи, библиотеки и т.д.).

Финансирование муниципальной сферы культуры осуществляется за счет бюджетных средств и оказания платных услуг. Общественные объединения, предприятия, организации и граждане имеют право самостоятельно или на договорной основе создавать фонды для финансирования культурной деятельности. В качестве соучредителей фондов могут выступать также и органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, участвуя в осуществлении государственной политики в области культуры, не могут вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, за исключением случаев, предусмотренных законом (если эта деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости и т.д.). Культурная деятельность может быть запрещена судом в случае нарушения законодательства. Органы местного самоуправления должны исходить из признания равного достоинства культур, равенства прав и свобод в области культуры всех проживающих на территории муниципального образования этнических общностей и религиозных конфессий. Вопросы поддержки народных художественных промыслов, региональных и местных национально-культурных автономий, изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности отнесены федеральным законодательством к полномочиям субъектов РФ. Органы местного самоуправления могут передавать национально-культурным автономиям, их некоммерческим учреждениям и организациям муниципальное имущество в собственность или в аренду.

Деятельность органов местного самоуправления в области культуры должна быть направлена на обеспечение общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей для населения. В пределах своей компетенции органам местного самоуправления следует создавать условия для развития сети специальных учреждений и организаций — школ искусств, студий, курсов, оказывать поддержку этим учреждениям, обеспечивать доступность и бесплатность для населения муниципальных библиотек, других учреждений культуры.

Органы местного самоуправления вправе приостанавливать предпринимательскую деятельность муниципальных организаций культуры, если она наносит ущерб уставной деятельности организации, до решения суда по данному делу. Выполняя контрольные функции в сфере культуры, органы местного самоуправления осуществляют охрану памятников природы, культуры, истории, находящихся в их ведении.

Организация сферы досуга в муниципальном образовании

Понятие «досуг», в отличие от понятия «культура», имеет одно толкование — «свободное время». Система предпочтений и ценностная направленность досуга характеризуют уровень культуры человека, оказывают прямое влияние на его профессиональную деятельность и, как следствие, на экономическую стабильность общества.

К объектам досуга на территории муниципального образования относятся городские леса и парки, скверы, пляжи, иные рекреационные объекты, детские городки, аттракционы, иные развлекательные сооружения. Федеральный закон 2003 года относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для организации досуга и массового отдыха жителей, обустройство мест массового отдыха. Забота о содержании этих объектов, как правило, возлагается на муниципальные органы культуры, финансируется через них. К достижениям культуры, как правило, приобщаются на досуге, поэтому и существует термин «культурно-досуговая» сфера. Одной из функций местных органов культуры является организация и проведение массовых мероприятий развлекательного характера: праздников, фестивалей, иных зрелищных мероприятий.

Культурно-досуговая сфера вышла далеко за пределы традиционной клубной практики и культурно-массовой работы. Ее характеризуют развитие интеграционных процессов и устранение межведомственных барьеров: всплеск самоуправляемых общественных инициатив в виде фондов, ассоциаций, движений, формальных и неформальных любительских объединений; широкий спектр развлечений, предоставляемый досуговой индустрией, и, наконец, вторжение в культуру рынка с его жесткими рациональными законами. Особенностью современной ситуации является развитие любительского движения, создание различных объединений, возрождение камерных, салонных форм общения.

На выбор вида досуговой деятельности влияет много факторов образовательного, социального, экономического характера, а также состояние материально-технической базы учреждений культуры как основы социального досуга. Все эти факторы отражаются на статусе, типологии и функциональных особенностях учреждений культуры и досуга.

Многие сферы массовой культуры и досуга самоокупаемы, а некоторые (например, организация концертов популярных артистов, казино и др.) служат источниками пополнения местных бюджетов. Местная власть должна способствовать развитию всех форм организации культурной и досуговой деятельности на территории муниципального образования.

Муниципальные органы культуры

Для осуществления функций регулирования и поддержки культуры и искусства и организации сферы досуга в администрации муниципального образования может создаваться структурное подразделение по вопросам культуры с правами юридического лица. При нем могут создаваться совещательные органы: общественный совет по культуре, художественный совет, советы директоров, объединенные методические советы учреждений культуры, советы по кино, другие совещательные органы.

Основные функции муниципального органа управления культурой показаны на рис.

┌─────────────────────────────────┐

│ Функции муниципального органа │

│ управления культурой │

└────────────┬────────────────────┘

┌─────────────────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────┐

│ Координация культурно- │ │ │ Контроль за содержательной │

│ просветительской работы ├─┤ │ и финансово-хозяйственной │

│ организаций и учреждений │ ├─┤ деятельностью учреждений │

└─────────────────────────────┘ │ │ культуры и досуга │

┌─────────────────────────────┐ │ └─────────────────────────────┘

│ Методическая и финансовая ├─┤ ┌─────────────────────────────┐

│ помощь учреждениям культуры │ ├─┤ Выдача лицензий на ведение │

└─────────────────────────────┘ │ │ коммерческой деятельности │

┌─────────────────────────────┐ │ │ в сфере культуры и досуга │

│ Проведение общественных │ │ │ на территории │

│ мероприятий (смотры, ├─┤ └─────────────────────────────┘

│ фестивали, выставки и др.) │ │ ┌─────────────────────────────┐

└─────────────────────────────┘ ├─┤ Организация обустройства │

┌─────────────────────────────┐ │ │ мест массового отдыха, │

│ Учет, охрана, содержание │ │ │ культурного обслуживания │

│ и реставрация памятников │ │ │ этих мест │

│ истории и культуры местного ├─┤ └─────────────────────────────┘

│ значения, заповедных мест │ │ ┌─────────────────────────────┐

└─────────────────────────────┘ │ │ Взаимодействие с творческими│

┌─────────────────────────────┐ ├─┤ союзами и общественными │

│ Контроль за использованием │ │ │ организациями в сфере │

│ средств культурных фондов │ │ │ культуры │

│ муниципальных предприятий ├─┤ └─────────────────────────────┘

│ и учреждений, принятие в │ │ ┌─────────────────────────────┐

│ необходимых случаях мер │ ├─┤ Поддержка народных │

│ по их централизации │ │ │ промыслов и обрядов │

└─────────────────────────────┘ │ └─────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────┐

│ │ Разработка предложений по │

│ │ строительству, реконструкции│

└─┤ и ремонту зданий подведом- │

│ ственных организаций, кон- │

│ троль за выполнением работ │

└─────────────────────────────┘

Рис. Функции муниципального органа управления культурой

Основные проблемы:

1. Оборудование и инструменты, которые находятся в распоряжении учреждений культуры морально устарели, а часть инструментов и оборудования при отсутствии финансирования на содержание (обслуживание и настройку) в течение последних двух-трёх лет пришли в негодность.

2. Музыкальные инструменты в ДШИ приобретались в последние годы самые дешёвые, серийного образца, что снизило результативность выступлений на инструментальных конкурсах.

3. Ветшает материально-техническая база учреждений культуры, что снижает качество предоставляемых муниципальных услуг.

4. Неготовность персонала к изменениям, при переходе в учреждения нового типа, в соответствии с 83-ФЗ от 08.05.2010.

Причины возникновения проблем – «остаточный» принцип финансирования и отток профессиональных кадров в другие сферы из-за низкой заработной платы, решение — перевод учреждений культуры на самоокупаемость.

Рекомендации:

1. Создание условий для реализации прав граждан на доступ к информации на основе деятельности муниципальных общедоступных библиотек:

— формирование библиотечного фонда с учётом образовательных и культурных запросов населения;

— обеспечение доступности библиотечно-информационных ресурсов и услуг для жителей района, создание единого библиотечно-информационного пространства на территории муниципального образования;

— осуществление культурной, научной, методической и просветительской деятельности направленной на удовлетворение духовных, интеллектуальных и культурных потребностей граждан.

2. Обеспечение предоставления муниципальной услуги «Предоставление дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения)» детскими школами искусств МО:

— повышение качества предоставляемой муниципальной услуги по предоставлению дополнительного образования в сфере культуры детям;

— развитие персонала (кадрового ресурса) детских школ искусств;

— повышение уровня профессиональных достижений учащихся.

3. Организационно-методическое обеспечение деятельности учреждений культуры МО, в том числе развитие традиционного народного самодеятельного художественного творчества:

— обеспечение нормативно-правовой и организационно-методической, поддержки деятельности учреждений культуры;

— содействие развитию традиционного народного самодеятельного художественного творчества.

4. Создание условий по обеспечению прав граждан на доступ к музейным ценностям и обеспечение сохранности музейных фондов. Сохранение и популяризация объектов культурного наследия:

— организация научно-просветительской и выставочной деятельности музея;

— организация научно-фондовой работы музея.

5. Развитие отрасли культуры и укрепление ресурсной базы:

— развитие кадровых ресурсов и повышение эффективности персонала;

— совершенствование информационных технологий, информатизация сферы культуры;

— повышение качества муниципальных услуг, увеличение числа потребителей муниципальных услуг;

— развитие и сохранение творческого потенциала культуры МО;

— модернизация и техническое переоснащение сферы культуры.

6. Развитие и укрепление материально-технической базы:

— строительство муниципальных учреждений культуры и искусства;

— капитальный ремонт объектов культуры.

Физическая культура и спорт. Развитие физической культуры и спорта является важным фактором укрепления здоровья населения, увеличения продолжительности жизни. Федеральный закон 2003 года относит к вопросам местного значения поселений и городских округов обеспечение условий для развития массовой физической культуры и спорта на соответствующих территориях.

Физическая культура — составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья.

Спорт — составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

Таким образом, физическая культура и спорт — это один из видов человеческой деятельности, направленной на физическое совершенствование населения в целом и каждого отдельного человека, деятельности, оказывающей оздоровительное, воспитательное, политическое и социально-экономическое воздействие на общественное развитие человечества.

Сфера физической культуры и спорта делится на два больших сегмента: профессиональный спорт (спорт высших достижений) и массовая физическая культура и спорт. Профессиональным спортом занимаются федеральные и региональные органы государственной власти, массовой физической культурой и спортом — органы местного самоуправления. Впрочем, многие крупные города содержат профессиональные спортивные коллективы и отдельных спортсменов за счет средств местных бюджетов и спонсорской поддержки.

Регулирование развития физической культуры и спорта в муниципальных образованиях осуществляется по следующим направлениям (рис.).

┌───────────────────┐┌────────────────────────────┐┌─────────────────────┐

│ Финансирование ││ Содержание физкультурно- ││Создание условий для │

│ мероприятий ││ оздоровительных, ││развития физической │

│ в области ││ спортивных сооружений, ││культуры и спорта в │

│физической культуры││ находящихся в собственности││сельской местности │

│ и спорта ││ муниципального образования ││(как особая проблема)│

└───────────────────┘└────────────────────────────┘└─────────────────────┘

/\ /\ /\

└────────────┐ │ ┌──────────────┘

┌────────────────────┐ ┌──┴────────┴──────┴──┐ ┌───────────────────────┐

│ Поддержка │ │ Регулирование │ │ Оказание адресной │

│ международных │ │ вопросов развития │ │ финансовой поддержки │

│связей физкультурно-│<─┤ физической культуры ├─>│ негосударственным │

│ спортивных │ │ и спорта │ │физкультурно-спортивным│

│ организаций │ │ │ │ организациям │

└────────────────────┘ └──┬────────┬──────┬──┘ └───────────────────────┘

┌────────────┘ │ └──────────────┐

\/ \/ \/

┌─────────────────────┐┌───────────────────────────┐┌────────────────────┐

│ Поощрение ││ Поддержка физкультурно- ││ Льготы спортсменам,│

│ меценатства и ││ оздоровительных и ││ работникам, │

│ благотворительности ││ спортивных организаций и ││ налогоплательщикам,│

│ в сфере физкультуры ││ сооружений и укрепление их││ вкладывающим │

│ и спорта ││ материально-технической ││ средства в развитие│

│ ││ базы ││ физической культуры│

│ ││ ││ и спорта │

└─────────────────────┘└───────────────────────────┘└────────────────────┘

Рис. Направления муниципального регулирования вопросов развития физической культуры и спорта

Правовое регулирование отношений в сфере формирования и реализации местной политики развития физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом «О физической культуре и спорте в РФ», другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

Муниципальные органы управления физической культурой и спортом, их взаимодействие с общественностью

В управлении развитием физической культуры и спорта органы муниципального управления исходят из принципа самоуправления местных физкультурно-спортивных организаций. Основная цель — ориентация деятельности физкультурно-спортивных учреждений и общественных организаций преимущественно на развитие массовой физической культуры и спорта.

На муниципальном уровне регулирование вопросов развития физической культуры и спорта осуществляет соответствующее структурное подразделение (управление, отдел, комитет и т.д.) администрации, которое совместно с другими (в области образования, здравоохранения и др.) регулирует деятельность следующих учреждений и организаций:

— спортивных клубов, кружков, действующих на самодеятельной и профессиональной основе в образовательных учреждениях, иных организаций независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;

— детско-юношеских спортивных школ, клубов физической подготовки, спортивно-технических школ, специализированных школ олимпийского резерва;

— образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм;

— муниципальных физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений (стадионов, плавательных бассейнов, спортивных залов, кортов, велотреков и др.).

В соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в РФ» органы управления в области физической культуры и спорта взаимодействуют с ними по всем вопросам развития данной сферы, в частности:

— совместно проводят спортивные соревнования, спартакиады, другие физкультурно-спортивные мероприятия, организуют пропаганду физической культуры и спорта, осуществляют профессиональную подготовку работников физкультурно-спортивных организаций и обеспечивают повышение их квалификации, обеспечивают эффективное использование действующих и строительство новых спортивных сооружений;

— оказывают помощь физкультурно-спортивным объединениям, содействуют выполнению ими уставных задач, заслушивают информацию по основным вопросам развития физической культуры и спорта, принимают соответствующие решения и контролируют их исполнение. Совместная деятельность осуществляется на условиях договоров;

— осуществляют в установленном порядке сбор информации о деятельности физкультурно-спортивных организаций.

Важнейшим направлением политики органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта является физическое воспитание детей дошкольного возраста, а также обучающихся в образовательных учреждениях. При участии физкультурно-спортивных, профсоюзных, молодежных и иных организаций органы местного самоуправления реализуют программы, в которых предусматриваются:

— повышение качества физического воспитания на основе обязательных нормативных требований физической подготовленности в дошкольных и иных образовательных учреждениях, детских оздоровительных, молодежных и спортивных лагерях;

— расширение и реконструкция действующих спортивных сооружений, строительство новых спортивных сооружений для проведения физкультурно-оздоровительной работы и подготовки спортивных резервов;

— введение дополнительных учебных и внеучебных физкультурно-спортивных занятий в образовательных учреждениях по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ в области образования и в области физической культуры и спорта.

Органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные объединения совместно с физкультурно-спортивными объединениями инвалидов участвуют в организации физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами, проведении с ними физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, подготовке спортсменов-инвалидов и обеспечении направления их на всероссийские и международные спортивные соревнования.

В рамках молодежной политики органы местного самоуправления участвуют в организации физкультурно-оздоровительной работы с молодежью, способствуют ее привлечению к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни, осуществляют мероприятия по профилактике правонарушений, совместно с физкультурно-спортивными организациями проводят массовые спортивные соревнования и спартакиады; создают с участием молодежных, детских и других организаций физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы, в том числе оборонно-спортивные.

Развитие физической культуры и спорта по месту жительства и в местах массового отдыха может осуществляться органами местного самоуправления в соответствии с муниципальными программами развития физической культуры и спорта.

Финансирование развития физической культуры и спорта на муниципальном уровне

Источниками финансирования развития физической культуры и спорта на муниципальном уровне являются средства местного бюджета, физкультурно-спортивных организаций, в том числе общественных физкультурно-оздоровительных объединений, а также от продажи билетов спортивных лотерей, благотворительные пожертвования юридических и физических лиц и другие поступления. При этом поступление средств из внебюджетных источников не может служить основанием для сокращения бюджетных отчислений на развитие физической культуры и спорта.

Органы местного самоуправления также имеют право:

— устанавливать льготы по налогам, сборам и платежам в местные бюджеты физкультурно-спортивным организациям, спортивным сооружениям всех форм собственности, осуществляющим деятельность в области оздоровления людей, массовой физической культуры и спорта;

— освобождать организации от уплаты части налога, поступающей на создание, содержание спортивных сооружений, а также проведение массовых спортивных мероприятий;

— вводить дополнительные компенсации и гарантии спортсменам, тренерам и другим организаторам физкультурно-спортивных мероприятий, призерам городских, районных соревнований и их тренерам за счет средств местного бюджета.

Органы местного самоуправления могут регулировать цены за посещение спортивных соревнований, аренду спортивных сооружений, находящихся в их собственности, продажу абонементов гражданам на пользование такими сооружениями, разрешать проведение в муниципальных спортивных сооружениях занятий бесплатно или на льготных условиях для детей дошкольного возраста, детей из малообеспеченных и многодетных семей, а также для обучающихся в образовательных учреждениях, пенсионеров, инвалидов и в случае необходимости предусматривать компенсацию соответствующим спортивным сооружениям за счет средств местных бюджетов или других не запрещенных законом источников.

Содержание физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений по месту жительства граждан, в том числе ремонт таких сооружений, организация массовых спортивных мероприятий, оплата труда работников физкультурно-спортивных организаций, проводящих занятия с жителями микрорайонов или поселков, осуществляются в порядке, определенном правовыми актами органов местного самоуправления.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *