Показатели эксплуатационной работы

Эксплуатационной работой железнодорожного транспорта называется производственная деятельность всех подразделений железных дорог, направленная на обеспечение перевозочного процесса по удовлетворению потребностей в перевозках пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа при безусловном обеспечении безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, багажа и грузобагажа, эффективном использовании технических средств, соблюдении требований охраны окружающей природной среды.

Наука об эксплуатации железных дорог — одна из важнейших ведущих транспортных технологических наук, которая на основе изучения закономерностей использования технических средств железнодорожного транспорта и перевозочного процесса, составления его математических моделей, применения математических методов анализа и эксплуатационных расчетов, обобщения передового опыта организации движения определяет методы:

· наиболее рациональной и безопасной организации движения, грузовой и коммерческой работы;

· наилучшего использования всего комплекса технических средств железных дорог (вагонов, локомотивов, пути, устройств автоматики, телемеханики, а также деповских устройств, связанных с организацией движения, и т. п.);

· обеспечения перевозок необходимой пропускной и провозной способностью железных дорог;

· проектирования железнодорожных станций и узлов;

· расчета и установления эксплуатационных требований для проектирования новых и реконструкции существующих технических средств и их размещения на сети железных дорог (новые железнодорожные линии, их электрификация и реконструкция, вагоны, локомотивы, устройства автоматики и телемеханики, а также локомотивного, вагонного и энергетического хозяйств и т. п.).

Эксплуатационную работу характеризуют количественные и качественные показатели. Первые определяют объем планируемой или фактически выполненной работы; вторые — ее качество, особенно степень использования подвижного состава (вагонов и локомотивов).

К основным количественным показателям в грузовом движении, выполнение которых находится в прямой зависимости от работы станции, относятся:

· погрузка — по дороге и отделению, определяемая как сумма погруженных всеми станциями вагонов;

· выгрузка — сумма всех выгруженных в пределах дороги или отделения вагонов;

· прием и сдача-сумма по всем стыковым пунктам груженых и порожних вагонов;

· работа — сумма погруженных и принятых груженых вагонов. Для сети дорог работа — это число погруженных вагонов.

Важнейшим качественным показателем работы является оборот вагона. В целом по сети оборот вагона — это время, затрачиваемое в среднем на каждый вагон эксплуатируемого парка на выполнение всего цикла операций, связанных с перевозками, т. е. время (в сутках или часах) от начала одной погрузки до начала следующей. В пределах одной дороги (отделения) оборот вагона — это время от погрузки или от приема вагона с соседней дороги (отделения) в груженом состоянии до следующей его погрузки или сдачи на соседнюю дорогу (отделение). В оборот вагона входит время нахождения вагона в движении (в том числе простой на промежуточных станциях), время, затрачиваемое на грузовые операции (погрузка и выгрузка), и время простоя вагона на технических станциях, связанное с формированием и расформированием поездов, техническим обслуживанием и ремонтом вагонов в составах поездов, коммерческим осмотром, сменой локомотивов и локомотивных бригад и другими операциями. При наличии таких составляющих элементов оборот вагона является универсальным показателем, характеризующим качество работы железных дорог. Его ускорение имеет огромнейшее значение для повышения эффективности работы железнодорожного транспорта.

Степень использования грузоподъемности вагона характеризуется его нагрузкой. Различают два вида нагрузок — статическую и динамическую. Статическая нагрузка характеризует использование грузоподъемности вагона при его погрузке и выражается числом тонн груза, приходящихся в среднем на один вагон. Динамическая нагрузка характеризует степень использования грузоподъемности вагона с учетом расстояния пробега и определяется как частное от деления выполненных тонно-километров на вагонокилометры пробега, т. е. количеством тонн груза, приходящихся в среднем на вагон на всем пути следования.

Важнейшим показателем работы железных дорог является скорость движения поездов. На железнодорожном транспорте различают несколько категорий скорости движения поездов, в том числе:

· максимальную — наибольшую допускаемую на сети железных дорог;

· техническую — по участку без учета стоянок на всех промежуточных станциях;

· участковую — по участку с учетом стоянок на промежуточных станциях;

· маршрутную — среднюю на рассматриваемом направлении (маршруте) с учетом стоянок на всех промежуточных и участковых станциях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *