Разгрузка танкера

Подготовка к разгрузке начинается на переходе. Запрашивается порт выгрузки о количестве и диаметрах шлангов для выгрузки и готовятся переходы на приемные трубы, а также средства для подъема шлангов, поддоны и т.п.

После швартовки представители грузополучателя получают контрольные пробы и отбирают новые пробы из танков, замеряются уровни и температуры груза. Если количество грузов вызывает сомнение, то берутся пробы из всех танков, так как судно несет ответственность за количество по пробе «100% смесь танков». Если качество и по этой пробе имеет отклонения, то ее сравнивают с «трубопроводной пробой» и только после этого делаются окончательные выводы и принимаются меры по расследованию обстоятельств.

После получения информации с берега о готовности включаются грузовые насосы, которые сначала работают малым ходом, затем нагрузка увеличивается до нормы. Если необходимо, то разгрузка приостанавливается, но только по письменному требованию грузополучателя.

При грузовых операциях все двери помещений, выходящие на главную палубу, закрываются. Дыхательные клапаны на газоотводной системе открываются, шпигаты на грузовой палубе закрываются пробками, усиливается наблюдение за шлангами (так как осадка при выгрузке быстро изменяется).

При разгрузке поршневыми насосами следует помнить, что последовательность разгрузки танков должна быть обратной последовательности налива груза (это основной принцип, который может при необходимости изменяться по расчетам загрузки).

При выгрузке центробежными насосами применяют следующие основные правила:

1. Груз равномерно распределяется между всеми насосами, которые должны работать на полную мощность.

2. Нельзя пытаться выкачать груз при снижении его уровня ниже 0,5 м во избежание засасывания воздуха.

На современных танкерах во избежания подсоса воздуха в конце выгрузки предусматривают дополнительные устройства с небольшим отстойным танком (Слоп-Танк), позволяющие создать подпор на всасывании при снижении уровня в танке до 20 см и менее (рис.5.1).

3. При кормовом расположении насосного отделения необходимо поддерживать достаточно большой дифферент.

4. Для обеспечения полной производительности насосов в конце выгрузки необходимо немного приоткрыть (1-2 оборота) клинкет соседнего, полного танка, чтобы весь выходящий из него груз попадал в насос, а не перетекал в почти пустой уже танк.

5. Танки, в трубопроводе которых возможна течь (предположительно), необходимо выгружать последними.

6. Очередность выгрузки танков (при центробежных насосах) организуется так, чтобы максимально использовать перечисленные выше правила (п.п. 1-5).

Как пример можно рекомендовать такую очередность (рис. 5.2):

I. Танки 1, 2, 4, 6, 8 бортовые и 1, 9 — центр. Через 50 мин закрывают танк 9 для создания дифферента.

Первыми освобождаются танки №1, приоткрывается клинкет центрального танка 2 для сохранения производительности насосов.

При высоте уровня менее 0,5 м. закрываются грузовые клинкеты в танк №1 и открываются зачистные на танк центр №9.

Аналогично выгружают танки II очереди, III и IV. Так, в конце выгрузки в IV группе остаются центральные танки 4, 6 и 9.

Такой метод позволяет производить зачистку параллельно с выгрузкой (важно запомнить принцип!).

При выгрузке легких нефтепродуктов в конце выгрузки танка (при малом подпоре на всасывании) резко возрастает испарение паров, которые вызывают загазованность всасывающей полости и появление срыва подачи. Меры в этом случае:

— снизить мощность насоса,

— закачать его из полного танка,

— следить, чтобы давление не превышало ~ 0,25 МПа.

Процесс образования паров (и их концентрация) объясняется следующим образом. Как известно при перевозке легких (светлых) нефтепродуктов в пустотах танков образуются насыщенные пары, концентрация которых превышает верхний предел взрывоопасности (ВПВ). По мере выгрузки за счет поступления атмосферного воздуха в танк концентрация паров снижается и достаточно быстро достигает ВПВ, а затем проходит область взрывоопасных концентраций (см. кривая 1 на рис.5.3). При дальнейшей выгрузке происходит резкое падение концентрации, которая становится ниже НВП. Так продолжается до тех пор, пока не освободится более 2/3 объема танка. Так как плотность паров бензина в 2-3 раза больше плотности воздуха, то они скапливаются в нижней части танка и в виде слоя находятся над поверхностью жидкости. В самом конце выгрузки, когда перемешивание паров с воздухом идет медленно их концентрация практически всегда выше НПВ (см. кривые 2 и 3).

Рис.5.1.Method of draining and cargo-pump priming on recent crude carriers

После выгрузки бензина наблюдается ярко выраженное разделение паров по слоям. Кривая 4 – скорость выгрузки.

Аналогичная ситуация наблюдается при выгрузке любых нефтепродуктов, в том числе и у тяжелых (темных), для которых характерно менее выраженное разделение на слои паров и больший объем танка занимают смеси с воздухом, где концентрация паров обычно ниже НВП.

После окончания выкачки совместно с представителем грузополучателя составляется осмотра танков (нет ли в них груза?). Только после этого начинают прием балласта и мойку танков.

Рис.5.3. Кривые изменения концентрации паров бензина в процессе выгрузки.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *