Ролевая игра «Сделай шаг вперед»

Цели:

• Обратить внимание на неравенство возможностей в обществе.

• Вызвать понимание возможных индивидуальных последствий принадлежности к каким-либо социальным меньшинствам или культурным группам.

Необходимо создать успокаивающую атмосферу, включив спокойную, негромкую музыку.

Тренер может просто попросить всех соблюдать тишину. Всем участникам раздаются произвольно выбранные ролевые карточки, с просьбой не показывать их другим.

Тренер приглашает всех занять места (желательно, сесть на полу) и прочитать свои роли. Затем просит участников начать вживаться в свои роли.

Чтобы помочь им в этом, зачитываются некоторые из следующих вопросов, делая после каждого паузу, чтобы у них было время подумать и образно представить себя и свою жизнь.

Вопросы:

• Как прошло ваше детство? В каком вы жили доме? В какие игры играли? Чем занимались ваши родители?

• Что представляет собой ваша повседневная жизнь сегодня? Каково ваше социальное окружение? Что вы делаете по утрам, во второй половине дня, вечерами?

• Какой образ жизни вы ведете? Где вы живете? Сколько зарабатываете в месяц? Чем занимаетесь в свободное время? Как проводите отпуск?

• Что вас волнует и чего вы опасаетесь?

Нужно попросить всех участников сохранять полную тишину и выстроиться в ряд (как на линии старта). Тренер сообщает участникам, что собирается зачитать список «Ситуации и события». Всякий раз, когда кто-то из участников может утвердительно ответить на зачитанное высказывание, он делает шаг вперед. Остальные остаются на своих местах без движения.

Зачитывается по одной ситуации. После каждой делается пауза, давая людям время сделать шаг вперед и посмотреть на свою позицию по отношению к остальным. В конце нужно попросить всех запомнить свое итоговое положение.

Ролевые карточки:

Вы – безработная мать-одиночка Вы – председатель молодежной политической организации, ассоциированной с партией, которая в данное время находится у власти.
Вы – дочь директора местного банка, изучаете экономику в университете Вы – сын иммигранта-китайца, владеющего процветающим предприятием быстрого питания.
Вы – девушка-мусульманка арабского происхождения, живущая вместе с глубоко верующими родителями. Вы – сын (дочь) посла США в стране, где вы сейчас проживаете.
Вы – солдат срочной службы, выполняющий свой воинский долг. Вы – владелец преуспевающей импортно-экспортной фирмы.
Вы – молодой инвалид, передвигающийся только в коляске. Вы – пенсионер, в прошлом рабочий обувной фабрики.
Вы – 17-летняя цыганка, не окончившая даже начальную школу. Вы –молодой художник-наркоман.
Вы – ВИЧ-инфицированны Вы – манекенщица африканского происхождения.
Вы – безработный педагог, недостаточно хорошо владеющий новым официальным языком страны пребывания. Вы – 27-летний бездомный
Вы – 24-летний беженец из Афганистана Вы – 19-летний сын крестьянина в отдаленном горном селе.
Вы – незаконный иммигрант из Мали. Вы – 24-летний молодой человек с Северного Кавказа, поступивший в вуз г.Москвы

Инструкция тренеру: четко и громко зачитывайте утверждения. После каждого высказывания дайте персонажам время решить, делать ли шаг вперед, а также оглянуться на других.

• Вы никогда не испытывали серьезных финансовых трудностей.

• У вас приличное жилье с телевизором и отдельным телефоном.

• Ваш язык, религия и культура пользуются уважением в обществе, в котором вы живете.

• С вашим мнением по социальным и политическим вопросам считаются.

• К вам обращаются за советом по различным вопросам.

• Вы не боитесь, что вас остановит полиция.

• Вы знаете, к кому обратиться за советом и помощью в случае необходимости.

• Вы никогда не испытывали дискриминации из-за своего происхождения.

• Ваша социальная и медицинская защищенность полностью отвечает вашим нуждам.

• Раз в году вы можете позволить себе уехать в отпуск.

• Вы можете себе позволить приглашать к себе друзей на ужин.

• У вас интересная жизнь, и свое будущее вы видите в положительном свете.

• Вы можете себе позволить учебу и работу по избранной вами профессии.

• Вы не боитесь преследования, издевательства на улицах и нападок в прессе.

• Вы можете принимать участие в общенациональных и местных выборах.

• Вы свободно отмечаете наиболее важные религиозные праздники с родственниками и близкими.

• Вы имеете возможность участвовать в международных мероприятиях за рубежом.

• Минимум раз в неделю вы можете себе позволить сходить в театр или в кино.

• Вам не приходится опасаться за будущее своих детей.

• Вы можете позволить себе покупку новой одежды, как минимум, раз в три месяца.

• Вы можете себе позволить влюбиться в кого угодно.

• Вы пользуетесь признанием и уважением в обществе, где живете.

• Вы можете пользоваться преимуществами, предоставляемыми интернетом.

Дав пару минут для выхода из ролей, тренер приступает к подведению итогов и выводам. Спрашивает о впечатлениях от упражнения в целом, а потом переходит к обсуждению поставленных проблем и выяснению того, чему участники научились.

Примеры вспомогательных вопросов:

• Какие ощущения возникали при продвижении вперед или стоянии на месте?

• В какой момент те, кто чаще шагал вперед, заметили, что остальные от них отстают?

• Возникало ли у кого-то ощущение, что в какие-то моменты его основные права игнорировались?

• Могут ли участники отгадать, кто какую исполнял роль в упражнении? (на этом этапе каждый раскрывает свою роль).

• Насколько легко или трудно было участникам играть свои роли? Как они пытались представить себе человека, чью роль играли?

• Отражает ли упражнение положение в обществе в целом? Каким образом?

• Какие права человека поставлены на карту в каждой из ролей? Мог ли кто-либо утверждать, что его права не уважались или что он не мог их реализовать?

• Какие первоочередные меры можно было бы принять с целью решения проблем неравенства в обществе?

Воздействие этого упражнения заключается в том, что участники наглядно видят увеличение разрыва между людьми особенно к концу, когда расстояние между теми, кто шагал вперед, и теми, кто оставался на месте, не может не бросаться в глаза. Для усиления этого эффекта важно скорректировать роли с учетом жизненных реалий самих участников упражнения. Внося эти коррективы, следите за тем, чтобы возможность двигаться вперед (т.е. отвечать утвердительно) оставалась лишь у минимума участников. Этот принцип применяется и в том случае, если группа большая и вам нужно придумать дополнительные роли.

На этапе анализа и подведения итогов важно выяснить, на основании чего участники составили представление о своих персонажах. На основании личного опыта или других источников информации (из прессы, книг, анекдотов)? Все ли уверены, что имеющиеся у них сведения и представления об этих лицах достоверны? Таким образом, вы можете показать, как работают стереотипы и предубеждения.

В этом упражнении особенно целесообразно провести связь между различными поколениями прав (гражданскими и политическими, с одной стороны, и социальными, экономическими и культурными – с другой), а также их доступностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *