С нарушениями речи

Моторика и соматическое состояние. Дети плохо переносят жару, духоту, поездку в транспорте, жалуются на головные боли, головокружение, тошноту. У дошкольников отмечаются расстройства сна, питания, вялость.

У заикающихся дошкольников наблюдается неполноценность нервно-психической сферы. Невротическая отягощенность выражается в боязни быть одному в помещении, капризах, энурезе, истерических реакциях.

У них наблюдаются различные двигательные нарушения: функции равновесия, координаций движений, недифференцированность пальцев рук, артикуляционных движений. Двигательная недостаточность выражается в неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Типичным является недостаточный контроль при выполнении заданий. Наблюдается двигательная расторможенность. Они не могут спокойно сидеть. Постоянно теребят что-то в руках, болтают ногами. У заикающихся дошкольников в 60% случаев наблюдаются следующие двигательные расстройства: повышенное моторное напряжение, скованность, нарушение плавности движений, хаотичность движений, двигательное беспокойство, высокий тонус мышц.

У дошкольников несформированы умения владения карандашом, наблюдается низкий уровень развития психомоторных навыков.

Восприятие. Для лиц с расстройствами речи характерны агнозии различной модальности. Предметная агнозия может выражаться в нарушении целостного восприятия предмета, отсутствии узнавания реальных объектов, трудностях опознания контурных изображений в зашумленных условиях, при наложении их друг на друга. Симультанная агнозия проявляется в невозможности одновременного восприятия нескольких зрительных объектов, охвата ситуации в комплексе. В этом случае дети испытывают трудности при чтении, списывании, самостоятельном рисовании, в восприятии букв, цифр. Лицевая агнозия приводит к тому, что дети не могут узнать себя в зеркале, запомнить лица на фотографии. Тактильные расстройства проявляются в трудности оценки расположения частей собственного тела. Кинестетическая апраксия может проявляться как самостоятельное расстройство движений, при котором дети теряют тонкую дифференцированность в отношении предмета, либо при воспроизведении по заданному образцу позы пальцев руки. Наблюдаются трудности дифференцирования при произнесении и восприятия обращенной речи отдельных звуков, близких по артикуляции (д — н, м – б), произнесение слов, требующих тонких дифференцировок в артикуляторной моторике («тпру», «кораблекрушение», «сыворотка из-под простокваши»).

При афазиях наблюдаются нарушения ориентировки в пространстве, дефекты пространственной ориентации движений, нарушения логических операций, нарушение фонематического слуха, обеспечивающего дифференцированный анализ смыслоразличительных звуков речи. Степень нарушения различения звуков может быть различной (минимальной, средней, максимальной). Нарушения отмечаются как в импрессивной так и экспрессивной речи. Детям тяжело произвести акустический анализ ритмических структур: восприятие, удержание в памяти и воспроизведение по образцу ритмов.

Ребенок с сенсорной алалией не сразу воспринимает звук, обращенную к нему речь. У него замедленно слуховое восприятие. Колебания слухового восприятия отмечаются на всех этапах развития.

Дети с брадилалией замедленно воспринимают информацию. Поэтому им необходимо несколько повторений.

При тахилалии снижена способность к слуховому восприятию информации.

Память. У воспитанников снижена вербальная память, продуктивность запоминания. Дошкольники забывают сложные инструкции, заменяют элементы задания, путают последовательность заданий. Отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Кратковременная слуховая память соответствует нормальному развитию. Наблюдается нарушение оперативной памяти. Моторная память у дошкольников с нарушением речи развита лучше, чем зрительная и слуховая. Смысловая память преобладает над механической. Процесс опосредованного смыслового запоминания у детей с нарушениями речи сформирован хуже, чем у нормально развивающихся сверстников. Для запоминания воспитанникам с нарушениями речи необходимо большее число повторений, чем здоровым дошкольникам. Детям трудно длительное время удерживать в памяти слуховую информацию и воспроизводить ее. Им необходима помощь педагога в виде подсказок. Воспроизведение отличается частыми перестановками и пропусками слов.

Отмечаются особенности в развитии памяти у заикающихся детей. Дошкольники не могут повторить 10 односложных слов в произвольном порядке даже после большого количества предъявлений. Они склонны предъявлять к себе дополнительные требования, воспроизводить слова в том порядке, в котором были предъявлены взрослым, что характерно для больных неврозами. После успешного воспроизведения всех 10 слов, продуктивность повторного выполнения задания снижается (дети воспроизводят 9-8 слов). Наблюдается четкая зависимость скорости запоминания от качества внимания: чем лучше внимание, тем меньшее количество предъявлений требуется ребенку для воспроизведения слов. Для заикающихся характерна некоторая диффузная недостаточность краткосрочной памяти, проявляющейся как качественно, так и количественно. Особенности памяти заикающихся связаны с вниманием и мышлением. Они сближаются по своим предъявлениям с организацией памяти больных неврозами и могут быть обусловлены личностными характеристиками (повышенной тревожностью, сверхтщательностью, склонностью усложнять задания и т.д.). Наблюдается хорошая организация долговременной памяти.

Нарушения слухоречевой и зрительной памяти наблюдаются при афазии. Объем воспроизводимого материала сужен. Степень выраженности расстройств слухоречевой памяти зависит от характера запоминаемого материала. Вербальный материал, объединенный внутренними смысловыми связями, запоминается легче, чем серии слов, не связанных между собой. Большую роль играет фактор объема: отдельные фразы воспроизводятся лучше, чем рассказы. При рисовании по памяти дети допускают следующие ошибки: пропускают фигуры, допускают их деформацию, наблюдается зеркальность изображения.

При брадилалии характерно расстройство памяти. При тахилалии наблюдается недостаточный объем зрительно-слуховой и моторной памяти. Дети плохо улавливают и запоминают то, что говорят окружающие.

Внимание. Исследователи отмечают, что у детей с нарушением речи снижены различные стороны внимания: концентрация, переключение, распределение, объем и устойчивость. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, не могут сохранять произвольное внимание на протяжении всего занятия. У них отмечается неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, ограниченные возможности в его распределении. Из-за своей невнимательности дети допускают большое количество ошибок при выполнении задания.

Объем внимания у детей с дизартрией находится на более низком уровне по сравнению с нормально развивающимися воспитанниками.

У больных страдающих афазией наблюдается расстройство внимания, замедление темпа выполнения заданий, большое количество допущенных ошибок, снижение работоспособности. Недостаточность устойчивости, концентрации, объема и переключаемости внимания говорит об инертности основных нервных процессов.

У детей с сенсорной алалией отмечаются трудности включения, переключения и распределения внимания. Они отвлекаются внешними раздражителями и без них. Отмечаются трудности включения и концентрирования внимания, неустойчивость и слабое распределение, повышенная отвлекаемость, истощаемость, порывистость внимания.

При брадилалии дети с трудом сосредотачиваются на предмете, не могут сразу переключиться с одного вида деятельности на другой.

При тахилалии внимание неустойчиво, наблюдается непроизвольная переключаемость с объекта на объект.

У заикающихся дошкольников снижено развитие всех основных свойств внимания – избирательности, объема, устойчивости и переключения. Наблюдается связь между степенью нарушения внимания и тяжестью речевого расстройства. В большинстве случаев страдает произвольность внимания. Избирательность внимания проявляется в бдительности, настороженности, повышенном и обостренном внимании к собеседнику, попытках увидеть в его мимике, жестах, интонации знаки неблагоприятного к ним отношения. Им необходимо больше времени для выполнения задания, чем нормально развивающимся сверстникам. У них отмечается снижение объема и устойчивости внимания. В наибольшей степени нарушено внимание, связанное с восприятием речевого материала.

Мышление. Ученые считают, что дети с нарушением речи интеллектуально сохранны, а их трудности в выполнении когнитивных операций вторичны по отношению к недоразвитию устной речи (Н.Н. Трауготт, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, В.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Г.В. Гуровец, О.Н. Усанова, Т.А. Фотекова и др.). У дошкольников данной категории отмечается сохранность познавательного интереса, развитость предметно-практической и трудовой деятельности. Вместе с тем имеется своеобразие отдельных сторон мышления (несформированность некоторых понятий, замедленность мыслительных процессов, снижение самоорганизации и др.).

Наблюдается низкий уровень понимания словесной инструкции. Словесно-логическое мышление ниже возрастной нормы. Они испытывают затруднения в классификации предметов, обобщении явлений, признаков. Суждения бедны, умозаключения отрывочны, логически не связаны друг с другом. Из-за быстрой утомляемости дошкольники плохо воспринимают учебный материал. Дети обнаруживают бедный круг знаний об окружающем мире, они не знают названий животных и их детенышей, частей тела, предметов мебели, свойств материалов.

В наибольшей степени мышление страдает при системных нарушениях речи – алалии, препятствующей его развитию и афазии, затрудняющей его проявление. Р.А. Белова-Давид отмечает, что для детей с моторной алалией доступны простейшие пространственные представления в плане непосредственного соотнесения (вперед, вниз, вверх, назад), форма предметов (круг, квадрат, треугольник), их величина (большой, маленький), количество (один — много, представление о числе в пределах 3-5), основные цвета. Исследователь отмечает, что наглядно-действенное мышление находится в удовлетворительном состоянии, наглядно-образное мышление заметно отстает, а словесно-логическое мышление доступно наиболее продвинутым воспитанникам. Несформированность наглядно-образного мышления связана с тяжестью речевого дефекта. У дошкольников сохранна способность манипулирования с предметами. Они правильно устанавливают пространственные отношения между предметами, но с трудом словесно выражают их, либо используют неверные языковые средства. При осуществлении операций невербального образного и понятийного мышления со знакомыми предметами дети с алалией не испытывают затруднений. Для части детей характерно замедление мыслительного процесса и большее число попыток при выполнении мыслительных операций по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Отрицательно влияют на выполнение заданий эмоциональная возбудимость детей и двигательная расторможенность, отвлекаемость, негативизм, проявляемый в отношении речи. Дошкольники затрудняются при выполнении сложных заданий. На это влияет несформированность способности к самоорганизации, тщательному анализу компонентов проблемной ситуации, отсутствие устойчивого внимания. У воспитанников наблюдается нарушение функционально-операционной стороны мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации и др.), замедленность и ригидность (тугоподвижность) мыслительных процессов. При алалии своеобразно формируется речевое мышление. Оно характеризуется бедностью логических операций, снижением способности к символизации, обобщению, абстракции, нарушением орального и динамического праксиса, акустического гнозиса, т.е. затруднением интеллектуальных операций, требующих участия речи. Снижение уровня обобщений проявляется в игровых действиях, несформированности ролевого поведения, навыков совместной игры (особенно сюжетно-ролевой). Для продолжения действий дети требуют стимуляции, побудительной инструкции. Дошкольники с моторной алалией способны к установлению причинно-следственных связей, умозаключениям, абстракции и обобщениям. Они овладевают приемами логического мышления и способны к переносу полученных знаний. От здоровых детей их отличает более низкий уровень обобщения, недостаточная гибкость и динамичность мышления, замедленный темп усвоения закономерностей, недостаточная осознанность, доказательность мышления. Основной причиной такого положения является глубокая языковая неполноценность. При этом необходимо учитывать и роль органического поражения мозга. Интеллектуальную недостаточность определяют три фактора: вторичное недоразвитие интеллекта, замедленный темп психического развития, избирательная недостаточность отдельных психических функций. Таким образом, при моторной алалии малая речевая активность ограничивает запас общих понятий. Неполноценность речи тормозит полноценное развитие познавательной деятельности, но не приводит к умственной отсталости.

У детей с сенсорной алалией также имеется вторичное снижение интеллекта, задержка умственного развития.

Наличие афазии сопровождается различными расстройствами познавательной сферы. Дошкольники испытывают затруднения при обосновании своего решения. Больные с моторной и сенсорной афазией обнаруживают тенденцию к конкретизации и узкому пониманию значений признаков конкретных объектов. Больные с семантической афазией затрудняются в понимании переносного смысла пословиц, поговорок. У них наблюдается ухудшение показателей конструктивного мышления, снижение формирования понятий. При всех синдромах афазии снижен темп мыслительных процессов и имеются нарушения отдельных мыслительных операций. Это проявляется в дефектах анализа, синтеза, расстройствах оперирования понятиями, трудностях установления логических связей и отношений в наглядных и воображаемых ситуациях. Тяжесть нарушения мышления связана с выраженностью системных речевых нарушений при всех формах афазии. При моторной и сенсорной афазии нарушаются вербальные компоненты мышления. Это проявляется в ослаблении вербальных ассоциаций, нарушении актуализации конкретных предметных и абстрактных родовых и видовых значений слов, в сужении многозначности слова. При семантической афазии страдает предметная основа мышления, нарушенным оказывается взаимодействие вербальных и образных компонентов мыслительных операций. Это проявляется в трудностях оживления соответствующих слову образных ассоциаций, в нарушениях способности детального анализа реальных и представляемых предметов и ситуаций. Нарушаются операции сравнения, установления пространственных и логических связей любых сопоставляемых объектов. Особые трудности представляет абстрагирование от конкретных образов и обобщение на основе понятийных признаков.

При дислалии не наблюдаются отклонения психического развития. В единичных случаях в мышлении проявляются признаки астении.

При дизартриях имеет место определенное соответствие характера и степени нарушения мышления и степени выраженности речевого дефекта. При легких формах дизартрии наблюдается некоторое ослабление мыслительной деятельности, а при тяжелых – ЗПР или олигофрения. Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса в результате дефицита функций кинестетического анализатора, что вызывает снижение запаса знаний об окружающем мире.

Для детей с ринолалией интеллектуальная деятельность не нарушена, высшие психические функции сохранны.

Для детей с брадилалией характерна определенная замедленность мышления. Инструкция воспринимается не сразу, а после нескольких повторений. У них наблюдается склонность к стереотипиям, персеверациям, нарушения ориентировки.

Для мышления детей с тахилалией характерна его разбросанность, нелогичность.

У заикающихся существенных изменений интеллекта не обнаружено. Ученые высказывают мнение об ускоренном характере мышления, в результате чего, происходит своеобразное рассогласование их артикуляторных возможностей и темпа мышления, общая недостаточность их психофизического развития. Дошкольники склонны к излишней детализации при выполнении рисунков, изображению конкретных образов. У них отмечаются сохранность логического мышления, способности структурировать воспринимаемый материал. Вместе с тем в мыслительном процессе заикающихся отчетливо прослеживается значительная эмоциональная окрашенность, склонность к сомнениям и перебору вариантов выполнения задания.

Речь. У заикающихся дошкольников в раннем возрасте отмечается речевая задержка, расстройство динамической стороны речи, нарушения звукопроизношения. Заикание влияет на общительность детей. Встречаются дети с аутистическим поведением, неустойчивой формой общения. Дети с неустойчивой формой общения вначале охотно вступают в контакт, проявляют интерес к заданию и деятельности, но затем обнаруживают пассивность, безразличие, невнимание к просьбам взрослого выполнить то или иное задание. Требуют стимуляции деятельности. У дошкольников с негативным отношением к собеседнику общение носит избирательный характер.

У детей с алалией наблюдается несформированность навыков общения, проблемы в речевом развитии, нарушения речевой и неречевой деятельности. Отмечается непропорциональность формирования отдельных ее компонентов, сохранении одних и тех же ошибок. Уровни нарушения речи не связаны с возрастом ребенка и интеллектом. У детей отмечается несформированность обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи.

Для тахилалии характерно течение мысли быстрее, чем способность ее артикуляционного оформления. Наблюдается сочетание патологически ускоренного темпа с нарушениями речи лексико-грамматического и фонетического характера.

Для детей с ОНР характерны: бедный словарный запас, упрощение фраз, нарушения грамматического строя.

Воображение. Творческие способности детей с ОНР имеют низкую продуктивность. Дошкольники часто прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость. Такие параметры воображения как беглость, гибкость, оригинальность являются более бедными по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Наблюдается ограниченность в выборе тем для рисования. К особенностям воображения воспитанников с нарушением речи относятся:

— снижение мотивации в деятельности;

-снижение познавательных интересов;

-бедность запаса общих сведений об окружающей действительности;

— отсутствие целенаправленности в деятельности;

— несформированность операционных компонентов;

-сложность в создании воображаемой ситуации;

-недостаточная точность предметных образов- представлений;

-непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;

-недостаточная сформированность произвольной регуляции образной сферы.

У детей с ринолалией наблюдается бедность воображения, зависящего от развития речи ребенка.

Эмоционально-волевая сфера. Личность и поведение. Дошкольники характеризуются повышенной возбудимостью, раздражительностью, неустойчивостью эмоций, быстрой сменой настроения. Расстройства настроения сочетаются с проявлениями агрессии, навязчивости, беспокойства. Дети быстро истощаются, утомляются, пресыщаются любым видом деятельности. Утомление сказывается на поведении, работоспособности, самочувствии. Им трудно сохранять усидчивость на протяжении занятия. Дети могут не реагировать на замечания. Контроль над собственной деятельностью является низким. Среди воспитанников встречаются дети с навязчивым чувством страха, повышенной впечатлительностью, склонные к проявлению негативизма, обидчивости. Они могут легко давать невротические реакции. Встречаются дети с повышенной застенчивостью, нерешительностью. Дошкольники с негативным отношением к собеседнику замкнуты, стеснительны. Вовлечение их в коллективную деятельность встречает сопротивление.

Дошкольники с алалией длительное время не включаются в проблемную ситуацию, быстро приступают к ее выполнению. Проблемную ситуацию оценивают поверхностно, не вникают в ее суть. Это связано с психофизической расторможенностью или заторможенностью, отсутствием устойчивого интереса к заданиям. При отсутствии интереса к заданию отказываются от его выполнения.

Выполнив задание, заикающиеся дети недовольны качеством своих рисунков. Основной мотив поведения – повышенная неуверенность в себе, в своих способностях.

Тема: Система образовательных учреждений


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *