Соотношение понятий «педагогическая технология», «методы», «приемы», «методики обучения и воспитания»

Структура педагогической технологии.

Генезис понятий «технология», «педагогическая технология». Сущность педагогической технологии.

Понятие «педагогическая система», виды педагогических систем.

Тема II. 1. Теоретические основы развития педагогических систем и технологий

Раздел II. Педагогические системы и технологии

План:

Основные понятия (глоссарий):

Педагогическая система – совокупность взаимосвязанных компонентов (педагоги и воспитанники, их цели, способы деятельности, содержание образования и воспитания, материально-технические средства), характеризующих сущность педагогической деятельности, объединенных общей целью функционирования и единства управления, выступающих во взаимодействии со средой как целостной явление.

Педагогическая система современной школы – целостность обучения и воспитания, а также сфера профессионального и свободного общения всех участников педагогического процесса.

Авторская педагогическая система – образовательно-воспитательное учреждение, основанное на нетрадиционных подходах, идеях, концепциях, принципах, технологиях обучения и воспитания. Проектируется автором (ученым, руководителем учреждения; выдающимся, талантливым педагогом, авторским педагогическим коллективом).

Воспитательная система – целостность компонентов социальной действительности, обеспечивающих духовное и нравственное становление и развитие личности. В практике современной школы чаще всего фигурируют две системы: дидактическая (охватывает учебную деятельность школьников и методическую работу учителей) и система воспитательной работы, под которой обычно понимают систему внеучебных воспитательных мероприятий. (В.С. Кукушин)

Педагогический процесс – обучение и воспитание в неразрывном единстве.

Технология – а) это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь);

б) целостная система знаний, используемых с целью реализовать конкретный человеческий замысел, моделируя условия, средства и способы; процедура изготовления продукта человеческой деятельности.

Педагогическая технология – проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике (В.П. Беспалько); совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные воспитательно-образовательные цели, предполагающие научное проектирование, при котором задаются эти цели и сохраняется возможность объективных измерений достигнутых результатов.

Методика обучения и воспитания – совокупность методов, приемов и средств обучения и воспитания, позволяющих реализовывать педагогические цели.

1.1. Понятие «педагогическая система», виды педагогических систем. Процесс создания воспитательно-образовательных систем, технологизации обучения, воспитания и образования является мировой тенденцией, вызванной определенными изменениями в социокультурной жизни человечества. К этим изменениям можно отнести переход общества из индустриального в постиндустриальный и информационный тип, глобализацию всех сфер жизнедеятельности. Постоянное возрастание объема информации приводит к затруднению усвоения знаний, что обусловливает необходимость непрерывного образования, поиски оптимальных и интенсивных путей организации обучения и воспитания, в частности, образовательно-воспитательных систем и технологий, которые бы позволили повысить качество обучения и воспитания.

Для Республики Беларусь актуальность разработки и внедрения в педагогическую практику современных образовательно-воспитательных систем и технологий обусловлена также выходом государства в мировое образовательное пространство и ростом образовательных потребностей, удовлетворение которых возможно только при использовании эффективных технологий в процессе обучения и воспитания.

Проблема образовательно-воспитательных систем и технологий стала в последнее десятилетие одной из наиболее злободневных и обсуждаемых в педагогике, она становится предметом изучения в процессе профессионально-педагогической подготовки. Будущему учителю необходимо понимать сущность педагогических систем и технологий, знать разнообразие их видов, видеть их структуру, составные части.

Авторы современных концепций обучения и воспитания как целостного педагогического процесса считают, что раскрыть их сущность можно только на основе методологии системного подхода. Он требует рассматривать педагогические объекты как системы, то есть определить состав, структуру и организацию основных компонентов педагогического процесса, установить ведущие взаимосвязи между ними; выявить внешние связи системы; определить функции системы и ее роль среди других систем; установить на этой основе закономерности и тенденции развития системы.

Согласно Т.А. Ильиной, система – это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление.

На основании такого общего понимания термина «система» в современной педагогике разработана сущность понятия «педагогическая система». В психолого-педагогическом словаре [6, с. 702 — 704] дается определение понятия «система образования» как совокупность взаимодействующих преемственных образовательно-воспитательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений.

Наряду с понятием учебно-воспитательной (образовательной) системы очень часто употребляется словосочетание «педагогическая система». Нередко это понятие персонифицируется и используется для характеристики плодотворной научной и практической деятельности выдающихся педагогов прошлого и современности (например, педагогическая система Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Дж. Дьюи, М. Монтессори и т.д.). По мнению Б.С. Гершунского, наиболее целесообразно апеллировать к весьма широкому понятию «педагогическая система», прежде всего, для общей характеристики интегративно понимаемой учебно-воспитательной, научно-педагогической и управленческой деятельности в соответствующих социальных условиях. Только в этом случае понятию «педагогическая система» может быть придан достойный этого глобального понятия не только сугубо педагогический, но и социально-культурный смысл, подчеркивающий первостепенное значение этой системы для развития социума, для реализации его важнейшей личностно-созидательной функции.

Е.Ф. Сивашинская в интегрированном курсе лекций по педагогике подчеркивает, что «в самых общих чертах педагогическая система – это совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих сущность педагогической деятельности» [8, с. 95]. Педагогическая система, как отмечалось выше, является частью (элементом) более широкой социальной системы и находится под ее постоянным «контролем». Иначе говоря, это «открытая система» изменяющаяся под влиянием социума, прогресса общества в науке, культуре, технике. Изменения педагогической системы находятся в зависимости от того, на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества (на укрепление материально-технической базы обучения и воспитания, на совершенствование методов и форм учебно-воспитательной деятельности, на улучшение профессиональной подготовки учителя или его материального положения и т.д.).

В педагогических системах выделяют их структуру. В.А. Сластенин и др. определяют в данных системах следующие основные компоненты:

· Педагоги и воспитанники (субъекты педагогической системы).

· Содержание образования и воспитания и материальная база педагогического процесса (средства педагогической системы).

Взаимодействие этих компонентов порождает педагогический процесс, следовательно, непосредственно педагогический процесс (обучение и воспитание в единстве) есть педагогическая система в динамике. Можно утверждать, что педагогическая система – это форма существования педагогического процесса.

На современно этапе развития педагогики как науки и педагогической практики выделяется разнообразие видов педагогических систем. Наиболее общая педагогическая система – это система образования и воспитания, которая создана в обществе и выполняет его социальный заказ. Ее подсистемы – социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования.

В Республике Беларусь в соответствии с законом об образовании данная система представлена следующими подсистемами:

· Семейное воспитание.

· Дошкольное воспитание.

· Общее среднее образование.

· Внешкольное обучение и воспитание.

· Профессионально-техническое образование.

· Среднее специальное образование.

· Высшее образование.

· Подготовка научных и научно-педагогических кадров.

· Повышение квалификации и переподготовка кадров.

· Самостоятельное образование граждан [4].

Важнейшими характеристиками данной общей педагогической системы являются единство, преемственность ее компонентов, непрерывность системы образования и воспитания, что обеспечивает гражданам нашей республики возможности развиваться, учиться на протяжении всей жизни; постоянно обогащать интеллектуально-творческий и культурно-духовный потенциал нации.

Ведущей подсистемой в приведенном списке является общеобразовательная школа. Педагогическая система современной школы рассматривается как целенаправленная, самоорганизующаяся система, в состав которой, в свою очередь, входят дидактическая и воспитательная подсистемы, а также сфера профессионального и свободного общения всех участников педагогического процесса.

Педагогическая система образовательного учреждения, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, принципы, концепции и технологии, проектируемые автором (ученым, директором учреждения, ведущими педагогами коллектива учителей и т.д.) относится к авторским педагогическим системам.

Примерами современных авторских школ (педагогических систем) могут быть авторские школы в России:

· Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде).

· Школа самоопределения (А.Н. Тубельский).

· Школа «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов).

· Школа «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов).

· Школа В.А. Караковского.

· Школа-парк (М.А. Балабан).

· Агрошкола А.А. Католикова.

В дальнем зарубежье существуют следующие альтернативные педагогические системы: вальдорфская педагогика Р. Штайнера, педагогика свободного труда С. Френе, система воспитания М. Монтессори, Дальтон-технология. Все эти педагогические системы возникли в XX столетии как протест против традиционной педагогики, формы поиска новых педагогических систем и технологий, призванных создать условия для развития активности и самостоятельности ребенка в процессе обучения и воспитания.

1.2. Генезис понятий «технология», «педагогическая технология». Сущность педагогической технологии.Любая педагогическая система предполагает наличие в ней определенной технологии. Технологический подход к осуществлению обучения и воспитания – это радикальное обновление инструментальных и методологических средств педагогики при условии сохранения преемственности в развитии педагогической науки и практики. Понятие «технология» (см. глоссарий) в последнее время получает все более широкое распространение в педагогике. Термин «технология» и его вариации «технология обучения», «образовательная технология», «педагогическая технология» сегодня широко используются в педагогической литературе, учителями-практиками и получили множество формулировок в зависимости от того, как авторы представляют структуру и составляющие компоненты образовательно-воспитательного технологического процесса. К.Г. Селевко приводит в книге «Современные образовательные технологии» более 10 определений данного понятия (Б.Т. Лихачева, В.П. Беспалько, И.П. Волкова, В.М. Шепеля, М. Чошанова, В.М. Монахова, М.В. Кларина) [7, с.14 – 15].

Ныне существующая традиционная технология обучения и воспитания введена в школы Я.А. Коменским и его сподвижниками более 400 лет назад, пережила несколько социальных формаций, применяется при обучении людей всех возрастов.

Термин «педагогическая технология» упоминался еще в 20-е гг. прошлого века (С.Т. Шацкий). В это же время распространилось и понятие «педагогическая техника» (как совокупность приемов и средств, направленных на эффективную организацию учебно-воспитательной работы).

В 40 – 50-х гг. началось внедрение в учебно-воспитательный процесс ТСО (технических средств обучения), появился термин «технология образования», который позже модифицировался в «педагогические технологии». В дальнейшем педагогические технологии были признаны профессионально-педагогической категорией.

В середине 60-х гг. содержание этой категории подверглось широкому обсуждению в педагогической печати за рубежом, на международных конференциях. Было определено два направления ее толкования в зависимости от уровня и результатов исследований в этой области в различных странах. Сторонники первого направления связывали педагогические технологии с необходимостью широкого применения в педагогическом процессе технических средств. Представители второго главное видели в том, чтобы повысить эффективность учебно-воспитательного процесса и преодолеть отставание педагогических идей, педагогической практики от стремительного развития техники.

В 70-х гг. были четко определены признаки технологического процесса в обучении. Ученые (в частности, Л. Салаи, Венгрия) расширили сферу составляющих процесса обучения, включив в понятие «технология обучения» анализ и постановку целей, планирование, выбор методов приемов и средств, материалов, наиболее отвечающих целям и содержанию работы в интересах повышения качества, эффективности учебно-воспитательной работы.

Таким образом, к концу XX – началу XXI века педагогические технологии были признаны отраслью теоретического знания в педагогике и обязательным компонентом существующих педагогических систем.

Современные исследователи проблем педагогических технологий предупреждают о необходимости строго дифференцировать ТСО и педагогические технологии при разработке концепций педагогических технологий: «технологию нельзя путать с оборудованием, так как оборудование не предполагает панацеи» (М. Вулман). Но с возрастанием роли информационных технологий в процессе обучения и воспитания возникает прежняя тенденция отождествления этого понятия с компьютерным обучением. Следует четко понимать, что информационная образовательная технология (ИОТ) является разновидностью педагогической технологии.

В настоящее время понятие «педагогическая технология» в образовательно-воспитательной практике употребляется на трех иерархических соподчиненных уровнях:

1. Общепедагогический уровень, на котором общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технологияхарактеризует целостный педагогический процесс в конкретном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. На этом уровне педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и воспитания, алгоритм деятельности субъектов педагогического процесса.

2. Частнометодический (предметный) уровень: предполагает использование частнопредметных педагогических технологий,которые употребляются в значении «частная методика обучения», то есть как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса (методика преподавания предметов, методика работы учителя, воспитателя).

3. Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса,решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля изученного, технология самостоятельной работы обучающихся и т.д.

Прослеживая динамику развития образовательно-воспитательных технологий, мы можем отметить, что именно совершенствование всех способов и средств обучения, увеличение их «веса» в педагогических системах от одной исторической эпохи к другой стимулировало процесс технологизации педагогики как области профессиональной деятельности по обучению, воспитанию и развитию личности. Под давлением технологического опыта других отраслей педагогические технологии обретают новые возможности воздействовать на традиционный педагогический процесс и повышают его эффективность.

1.3. Структура педагогической технологии.Из анализа разнообразных определений сущности педагогической технологии следует, что она в максимальной степени связана с учебно-воспитательным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, методами и формами, средствами обучения и воспитания. В связи с этим Г.К. Селевко структуру педагогической технологии представляет следующими компонентами:

· Концептульная основа педагогической технологии. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию (концепция – это система взаимосвязанных и вытекающих один из другого взглядов на те или иные явления, процессы; способ понимания, трактовки каких-либо явлений, событий; основополагающая идея каких-либо теорий; общий замысел, главная мысль). Она может быть представлена как философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование необходимости достижения образовательно-воспитательных целей.

· Содержательная часть обучения и воспитания, включающая в себя цели обучения и воспитания (общие и конкретные), содержание образования и воспитания.

· Процессуальная часть педагогической технологии, представленная непосредственно технологическим процессом – организацией учебно-воспитательной работы, методами и формами работы воспитанников; методами и формами учебно-воспитательной работы учителя; деятельностью педагога по управлению учебно-познавательной и другими видами деятельности школьников; способами педагогической диагностики и т.д.

Согласно В.П. Беспалько, структура педагогической технологии может быть представлена как наличие учащихся (объект-субъектов педагогического процесса), целей обучения и воспитания, содержания обучения и воспитания, воспитательно-образовательных процессов, учителя и (или) ТСО, форм и форм организации учебно-воспитательной деятельности, выпускников педагогического учебного заведения (системы), отвечающих заданным в целях требованиям (модель выпускника). Выпускник – результат технологизированного педагогического процесса.

Структура педагогической технологии, ее функционирование направлены на решение важнейшей задачи – превратить учебно-воспитательную работу школы (учителя) из мало упорядоченной совокупности действий в целенаправленный процесс. Для этого следует знать, что педагогическая деятельность технологична, если есть в наличии следующие ее компоненты-признаки:

ü Диагностично поставленная цель.

ü Ориентация всех учебно-воспитательных процедур на гарантированное достижение этой цели.

ü Постоянная обратная связь между учителем и учащимися как субъектами обучения и воспитания, текущая и итоговая оценка результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся.

ü Воспроизводимость всего образовательно-воспитательного цикла.

В связи с этим использование образовательно-воспитательной технологии требует от педагога знания и осуществления компонентов ее проектирования:

1. Постановка цели обучения и воспитания.

2. Подготовка учебно-воспитательных материалов и процедур, материально-технической базы для работы технологии.

3. Разработка материалов для текущего и итогового контроля, оценки и коррекции результатов образовательной (воспитательной) деятельности.

Теоретическая и практическая разработка проблемы педагогической технологии, ее сущности и структуры позволила выделить наиболее существенные критерии технологичности педагогического процесса (или основные качества, свойства педагогической технологии). К ним относятся:

v Концептуальность педагогической технологии.

v Системность педагогической технологии (она должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью).

v Управляемость педагогического процесса, осуществляемого на основе определенной педагогической технологии (предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования учебно-воспитательного процесса, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов).

v Эффективность использования педагогической технологии (она должна быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам, должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения и воспитания).

v Воспроизводимость педагогической технологии подразумевает возможность ее применения (повторения, воспроизведения) в других однотипных образовательно-воспитательных учреждениях, другими субъектами.

1.4. Соотношение понятий «педагогическая технология», «методы», «приемы», «методики обучения и воспитания».Технологии общепедагогического уровня синонимичны педагогическим системам, хотя, как отмечалось выше, понятие педагогической системы шире, чем понятие «технология», включает в себя, в отличие от технологии, и субъектов, и объектов педагогической деятельности. Педагогическая технология на этом уровне является инструментарием функционирования педагогической системы.

Частнопредметные и локальные технологии могут быть тождественны понятиям «метод и прием обучения и воспитания», «методика обучения и воспитания»; разница между ними заключается лишь в том, что в технологиях более представлены процессуальные, количественные и расчетные компоненты, в методиках – целевая, содержательная, качественная стороны. Технология отличается от методики своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов. Если процесс обучения и воспитания технологизирован, то его результат мало будет зависеть от личностных, субъективных качеств педагога и учащихся (не обязателен талантливый, выдающийся учитель; ученик имеет право только на общие способности, от его одаренности или неспособности результат практически не зависит). В этом преимущество педагогической технологии перед методикой обучения и воспитания.

Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии являются частями методик обучения и воспитания.

Контрольные вопросы и задания:

1. Почему создание педагогических систем и педагогических технологий стали тенденцией в мировой образовательно-воспитательной практике?

2. Определите наиболее общую педагогическую систему в Республике Беларусь, возникновение которой обусловили потребности современного социума.

3. Сравните понятия «педагогическая система», «педагогическая технология». Есть ли между ними сходство, различия?

4. Составьте таблицу «Этапы развития проблемы педагогической технологии в педагогической науке и практике» по хронологическому принципу. Каковы основные причины возникновения и развития педагогических технологий?

5. Докажите, что понятия «педагогическая технология» и «методика обучения и воспитания» не тождественны.

Литература:

1. Афонина, Г.М. Педагогика: курс лекций и семинарские занятия / Г.М. Афонина. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – С. 25 – 33; 65 – 81.

2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. М., 1995.

3. Левитес, Д.Т. Практика обучения: современные образовательные технологии. \ Д.Т. Левитес. – М., 1998.

4. Об образовании в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 29 окт. 1991г.. № 1202-XII: в ред. Закона от 19 марта 2002 г. // Настунiцкая газета. – 2002. – 4 крас.

5. Педагогические технологии: учеб пособ. для студентов педагогических специальностей / под общей ред. В.С. Кукушина/. – Ростов н/Д:Издат. центр «Март», 2002. – С. 233 – 237.

6. Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич В.С. – Минск: «Соврем. слово», 2006. –С. 702 – 704.

7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

8. Сивашинская, Е.Ф. Лекции по педагогике: интегрированный курс. В двух частях. Часть1 \ Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Жассскон, 2007. – С.94 – 106.

9. Снопкова, Е.И. Педагогические системы и технологии: практический аспект: учеб. метод. Пособие / Е.И. Снопкова. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. –С. 62 – 74.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *