Техническое обслуживание и ремонт судов

Техническое обслуживание (ТО) двигателей и движителей, будучи профилактическим мероприятием, необходимо для их поддержания в работоспособном состоянии, своевременного выявления и предупреждения отказов и неисправностей.

Техническое обслуживание проводится, как правило, в сроки и в объеме, рекомендованном заводом — изготовителем, либо фирмой — гарантом и включает, в контрольно — диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы.

Обслуживание двигателей и движителей по периодичности, перечню и трудоемкости проводимых работ можно условно разделить, по общепринятой классификации, на ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СТО).

Работы в объеме ЕО выполняются перед и после выхода судна на водоем. Рекомендуемый объем ЕО: внешний контроль комплектности (в т.ч. инструментария), проверка исправности действия приборов, механизмов и систем, наличия горючего, масла, охлаждающей жидкости, дозаправка, проведение уборочно-моечных работ.

Примерный объем работ при ТО-1:

— проверка крепления двигателя и реверс-редуктора, соединений фланцев промежуточных и гребных валов;

— проверка герметичности систем питания, смазки и охлаждения, крепления навесного оборудования, состояния и регулировки натяжения приводных ремней, присоединений к дроссельной и воздушной заслонкам, действие их приводов (у дизелей — работу насоса, форсунок, останова двигателя);

— проверка крепления, надежности, чистоты контактов наконечников проводов с зажимами, уровня и плотности электролита в АБ, исправности электрических цепей зажигания, освещения, звуковой и световой сигнализации.

Комплекс работ по ТО-2 включает объем работ по ТО-1 и дополнительно рекомендуется:

— проверить герметичность соединения головки с блоком (целостность прокладки), компрессию по цилиндрам, натяжение приводных ремней и цепи,

— произвести регулировку (при необходимости) тепловых зазоров в клапанном механизме,

— заменить масло и масляный фильтр (в соответствии со сроками завода-изготовителя),

— отрегулировать число оборотов холостого хода,

— проверить герметичность топливного бака (цистерны), соединений и трубопроводов системы питания, смазки, охлаждения, крепление механизмов и приборов на двигателе,

— продуть сжатым воздухом полости стартера и генератора,- проверить состояние их щеток и состояние системы зажигания — катушки, распределителя, свечей.

Выявленные в процессе проверки неисправности устранить. Кроме того, в период ТО-2 рекомендуется проводить небольшие, технологически связанные, ремонтные работы по замене узлов и деталей.

По окончании ТО-2 следует проверить двигатель и движитель в работе.

Сезонное обслуживание (СТО) проводится, как и следует из названия перед началом или по окончании навигационного периода для данного региона и включает в себя наиболее трудоемкие, заранее планируемые работы: проверяется состояние шатунно-поршневой группы, промывается система охлаждения, заменяется смазка на отдельных узлах и деталях, снимаются и приводятся в порядок генератор, стартер, трамблер (с заменой изношенных деталей, контактной группы, щеток) и т.п.

При эксплуатации двигателя необходимо следить за его работой, своевременно определять признаки основных и серьезных неисправностей двигателя, валопровода и движителей судна. К ним относятся: падение мощности и перегрев двигателя, повышенный расход масла, дымный выхлоп, снижение компрессии, стуки в двигателе, вибрация валопровода и кормы судна.

В целях поддержания судна в строю, своевременного выявления и устранения неисправностей и дефектов в механизмах, устройствах и системах проводится техническое обслуживание судна, которое по характеру и объему выполнявшее работ подразделяются на плановые осмотры и ремонты.

Ответственность за своевременное полное и качественное проведение плановых осмотров и ремонтов возлагается на судоводителей, за которыми закреплено судно.

Осмотры и ремонты выполняются в соответствии с описаниями, инструкциями и руководствами заводов-изготовителей. Основанием для выполнения плановых осмотров и ремонтов служит фактическое техническое состояние корпуса, двигателя, а также число ходовых часов.

Виды осмотров, которые проводятся, а период навигации при нахождении судна в эксплуатации:

ежедневный;

еженедельный;

ежемесячный.

Типовой перечень работ, выполняемых при ежедневном осмотре перед выходом в плавание:

— наружный осмотр корпуса, оборудования, обшивки, горловин на предмет отсутствия водотечности, трещин, грязи, потеков масла, топлива и др.;

— наружный осмотр двигателя, систем и устройств;

— проверка подсоединения, крепления и нулевых показаний контрольно-измерительных приборов;

— устранение неисправностей, обнаруженных при осмотре;

— дозаправка ГСМ.

Проверяются:

— наличие на судне судовой документации;

— наличие и исправность: якорного и швартовного устройств, предметов судового снабжения, спасательных, сигнальных и осушительных средств, противопожарного, штурманского, медицинского и другого оборудования;

— исправность двигателя, реверс — редуктора, обслуживающих систем, дистанционного управления двигателем;

— исправность сигнально — отличительных огней;

— уровень масла в двигателе и реверс-редукторе, наличие воды в системе охлаждения;

— наличие пресной воды и продовольствия в количестве, необходимом для выполнения рейса;

— правильность размещения груза, соблюдение норм грузоподъемности и пассажировместимости.

После возвращения из рейса необходимо:

— надежно пришвартовать судно в отведенном для него месте;

— произвести осмотр корпуса, механической установки, судовых систем и устройств;

— при необходимости снять подвесной мотор, судовое снабжение и сдать на хранение;

— обеспечить защиту судна от атмосферных осадков;

— сдать судно под охрану.

Типовой перечень работ, выполняемых при еженедельном осмотре:

— выполнение работ, предусмотренных ежедневным осмотром;

— опробование двигателя и его дистанционного управления в работе в течение 2-5 минут.

— проверка работы дистанционного управления рулем перекладкой его с борта на борт;

— осмотр систем, устройств и электрооборудования;

— осмотр леечных ограждений и фальшборта;

— проверка крепления горловин цистерн и канистр и наличие на них маркировок;

— устранение неисправностей, обнаруженных при осмотре.

Типовой перечень работ, выполняемых при ежемесячном осмотре:

— выполнение работ, предусмотренных ежедневным и еженедельным осмотром;

— проверка состояния нижних листов переборок в труднодоступных местах, очистка от ржавчины, гнили, окраска зачищенных мест;

— смазка всех трущихся поверхностей деталей (роликов, качалок и др.);

— проверка тросовых проводок на отсутствие оборванных прядей троса;

— проверка сопротивления изоляции электрооборудования на судах, оборудованных стационарным электрооборудованием;

— проверка состояния аккумуляторов (уровень электролита и его плотность);

— проверка сальников трубопроводов, кабелей.

Если эксплуатация механической установки не планируется в течение трех и более месяцев ее необходимо законсервировать в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

Виды ремонтов: навигационный; доковый; аварийный.

Навигационный ремонт.

Навигационный ремонт проводится один раз в год перед началом навигации. При навигационном ремонте выполняется ремонт корпуса судна, его механизмов, электрооборудования, приборов и другого оборудования.

В период навигационного ремонта, как правило, выполняется доковый ремонт судна. Навигационный ремонт выполняется с привлечением ремонтных предприятия.

Типовой перечень работ, выполняемых при навигационном ремонте:

— переборка двигателя а соответствии с инструкцией завода-изготовителя;

— очистка, ремонт и окраска корпуса;

— замена частей такелажа и мелких частей рангоута;

— замена дефектных резиновых прокладок дверей, люков, горловин;

— замена дефектных барашков на люковых крышках;

— мелкий ремонт отдельных предметов мебели, решеток;

— переборка и чистка обтекателей гребных валов и винтов;

— замена деталей лееров, тентов;

— очистка и регулировка электродвигателей, генераторов, замена дефектных электрощёток;

— проверка сопротивления изоляции электрооборудования, аккумуляторов;

— ремонт и замена дефектного электрооборудования;

— проверка аккумуляторов в соответствии с «Краткими правилами эксплуатации и ухода за стартерными батареями»;

— проверка и ремонт контрольно-измерительных приборов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *