Тема: Игровая деятельность детей с нарушениями речи

В игровой деятельности совершенствуется умственное, физическое, нравственное развитие, углубляются познавательные процессы, способствует воспитанию личностных качеств, вызывает разнообразные эмоции. Она учит жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, инициативу.

Нарушения речи влияют на игровую деятельность, порождают особенности в поведении, не дают формированию совместной деятельности со сверстниками. У детей наблюдается замкнутость, нестойкость памяти, быстрое утомление, невозможность быстрого переключения на другую деятельность, робость, вялость, суетливость.

У детей с ОНР игры однообразные, подражательные с отсутствием замысла и целенаправленных действий. Такие дошкольники выполняют второстепенные роли.

Заикающиеся дошкольники ведут себя иначе. Игра вызывает затруднения в тех случаях, когда заикание сопровождается болезненными переживаниями, страхом перед речью. Дети робкие, не верят в свои силы. В играх являются зрителями. Могут проявлять неоправданно повышенную фантазию, слабую критичность к поведению. Игровая деятельность складывается только под влиянием руководства со стороны взрослого.

Коррекционно-педагогическая работа по обучению игре должна содействовать развитию речи и формированию правильного поведения. Игры на разных этапах работы с дошкольниками можно повторять с постепенным усложнением их правил и речевого материала. Основным критерием подбора игр являются речевые возможности дошкольников и степень их участия в них. Игры могут проводиться на различных занятиях.

Дидактические игры. Направлены на расширение представлений о предметах, их назначении и качествах, о разных видах труда и его роли в жизни человека, о явлениях природы. У детей развивают психические процессы.

Для детей с ФФНР дидактические игры служат развитию фонематического слуха, речевой моторики, автоматизации и дифференциации звуков, расширению словарного запаса, логического мышления, приобщению к коллективной деятельности, формированию знаний о сенсорных эталонах.

Для детей с ОНР полезны игры-соревнования «Обводи точно», «Бусы», игры с разрезными картинками, «Чудесный мешочек», «Узнай по голосу». У детей формируют уверенность в себе, желание говорить. При проведении игр дети не должны испытывать затруднений, быть пассивными созерцателями. Игры могут сопровождаться движениями, что способствует их координации. Наглядное действие влияет на детей с ОНР сильнее, чем слово и поэтому целесообразно не давать одни объяснения правил игры, а объединять их с одновременным показом действий. В основе дидактических игр на первых этапах коррекционно-педагогической работы лежит игровое действие с предметами, а на последующих этапах доминирующее положение занимают словесные игры.

Для заикающихся выбор игр является широким. Они направлены на выработку навыков длительного речевого выдоха, плавного темпа речи, формирование спокойного поведения, развитие речи. Во время режима молчания дети только выполняют требования взрослого. В период сопряжено-отраженной речи – повторяют фразы, проговаривают вместе с воспитателем слова. В период вопросно-ответной речи дошкольники задают вопросы, дают ответы. В период пересказа – запоминают инструкцию, выполняют ее и рассказывают о том, что запомнили. Детям можно предложить составить рассказ об игрушке. В период спонтанной речи дети организуют самостоятельно сюжетно-ролевую игру.

Одни и те же игры проводятся с детьми, имеющими разную речевую патологию, но при этом меняются цели. Например: игра «Эхо». Для детей с ФФНР цель – закрепление правильной артикуляции звуков. Для детей с ОНР – работа над словом, фразой. Для заикающихся – развитие длительного речевого выдоха.

Подвижные игры. Движения повышают деятельность речедвигательного анализатора, ускоряют реакцию нервных центров, улучшают подвижность процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Проведение подвижных игр должно обязательно сопровождаться речью, стихами, пением, считалками.

У детей с ФФНР страдает речевая моторика, поэтому тексты выбираются на определенные звуки и с целью формирования контроля за речью. Перед игрой воспитатель поводит беседу с целью расширения представлений ребенка об окружающем. В подвижных играх закрепляются навыки правильного звукопроизношения, знания об окружающем мире, о сенсорных эталонах.

Для детей с ОНР подвижные игры создают условия для включения их в коллектив. На первых этапах коррекционной работы дошкольники повторяют несложные движения, имитирующие животных: зайца, медведя и т.д., учатся связывать слова с движениями. Для детей рекомендуют простые игры, построенные на одном действии, которое показывает воспитатель. На последующих этапах обучения дошкольники играют самостоятельно. С ними проводятся подвижные игры с элементами драматизации: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Краски».

Для заикающихся дошкольников игры подбираются с целью выработки плавности движений, снятия скованности мышечного тонуса, судорожности. С ними проводят игры: «Мы топаем ногами», «Зайка серый умывается» и т.п.

Творческие игры. К ним относятся конструктивно-строительные игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.

Проведение сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций у детей с ФФНР возможно только после того, как будет сформировано речевое общение и навыки игровых действий. Драматизация с использованием простых и знакомых сюжетов сказок и рассказов предшествует сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевые игры и драматизации формируются под влиянием дидактических речевых игр и проводятся с целью закрепления правильных речевых навыков. Сюжет игры подсказывает взрослый. Он является участником игр. При утомлении детей педагог должен во время переключить дошкольников с одних движений на другие, чередуя подвижную и спокойную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями и речевыми возможностями дошкольников. Таким образом, педагог осуществляет руководство игрой.

У детей с ОНР способность к ролевой игре появляется с развитием фразовой речи. Элементы, предшествующие сюжетно-ролевой игре, ребенок с ОНР получает из дидактических игр при ситуативном обыгрывании игрушек, из подвижных игр при воспроизведении трудовых действий, повадок зверей. Для проведения сюжетно-ролевой игры у детей необходимо сформировать представления об окружающем. Педагог помогает детям подобрать предметы-заместители, учит видеть в предмете то качество, которое дает обоснование уподоблять его нужному предмету. Предметы-заместители употребляются вместо тех предметов, которые хорошо знакомы дошкольникам. С детьми проводятся экскурсии, беседы, готовятся атрибуты (например, на занятиях по лепке, конструированию). Педагог учит дошкольников объединять игровые действия в сюжет.

У заикающихся дошкольников сюжетно-ролевая игра может быть проведена на этапе вопросно-ответной речи, а на дальнейших этапах она может усложняться. С целью тренировки речи вводятся сначала элементы драматизации (чтение в лицах) с обыгрыванием действий персонажей. Затем речевой материал расширяется. Используются знакомые сказки и рассказы. Использование костюмов позволяет достичь эмоциональности в речи. Сюжетно-ролевые игры у заикающихся направлены на тренировку и закрепление у них полученных навыков здоровой речи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *