Теория «либидо» З. Фрейда

Материалистическое понимание сущности человека лишает его одного из самых таинственных и замечательных чувств – любви, переводя ее в разряд инстинктов, пришедших из мира животных, и возвращает в мир языческих мировоззренческих представлений. Теория «либидо» З. Фрейда вытекает из инстинкта продолжения рода, являющегося наиболее сильным из всех остальных и ничего общего с любовью не имеющего. В этом легко убедиться, прочтя лекцию №26 из его курса «Введение в психоанализ». Эта теория нанесла колоссальный вред традиционным представлениям о нравственности.

21 июня 2012 года в сети Интернет появилось сообщение следующего содержания: «Впервые в истории ученым удалось найти разницу между любовью и похотью. В основу научной работы исследователей из канадского Университета Конкордия легли данные экспериментов, в ходе которых добровольцам, проходившим сканирование мозга, предлагалось посмотреть порнографию или фотографии дорогих для них людей. По словам профессора Джима Пфауса, оказалось, данные чувства инициируются совершенно независимыми областями. Так, внимание ученых привлекли островковая доля и полосатое тело (стриатум). Удалось установить, что активность, связанная с сексуальным желанием, инициируется не только сексом, но и едой. А вот чувство любви сопряжено с наградой и удовольствием. Так, когда чувства человека развиваются от полового влечения к любви, меняется и его мозговая активность.

«Сексуальное желание ставит перед собой довольно конкретную цель, любовь более абстрактна, многогранна, и меньше зависит от физического присутствия кого-либо», — констатирует Пфаус. То есть человек не просто испытывает физическое влечение к кому-либо, но и понимает, как много эта персона для него значит. Что и является любовью. По мнению авторов исследования, любовь возникает, когда объект наших сексуальных вожделений становится нам дорог не только как потенциальный половой партнер. Такова современная формула любви».

Как будто бы такое сообщение должно вызвать удовлетворение, потому что это материалистическое научное исследование, опровергает теорию Фрейда. Однако подобная наука возбуждает другое опасение, если нашли участок мозга, отвечающий за любовь, теперь дело за исследователями, которые эту самую любовь начнут искусственно вызывать или наоборот уничтожать. И где гарантии, что идея Платона о том, что лучшие мужчины должны сходиться с лучшими женщинами, не воплотится в жизнь. А это вмешательство в сознание или в душу человека путем манипулирования – путь создания биороботов. Такие открытия вызывают больше страха, чем удовлетворения. Собственно открытия не произошло. В метафизике любовь известна уже тысячи лет, и только теперь материалисты начали убеждаться в ее существовании.

Ученик Фрейда Эрих Фромм, выразил свое несогласие с ним об отношении к любви. В книге «Искусство любить» он пишет: «Фрейд ошибался, видя в любви выражение или — сублимацию –полового инстинкта и не учитывая, что само половое влечение есть одно из проявлений потребности в любви и соединении. В соответствии со своей физиолого-материалистической установкой он рассматривал половой инстинкт как результат мучительного напряжения, химического по своей природе, которое требует разрядки. Цель полового влечения – снять это мучительное напряжение: осуществление этого снятия и есть половое удовлетворение. В сущности, если стать на эту точку зрения, то идеальным способом полового удовлетворения был бы онанизм» [150]

Кстати, Фрейд упоминает в одной из своих книг, что «тема мастурбации неисчерпаема». Далее Фромм обвиняет Фрейда в том, что он вообще не рассматривает женскую сексуальность, сосредоточив внимание только на мужской. По Фрейду либидо имеет мужскую природу, независимо от того, где оно проявляется, в мужчине или женщине. Та же идея выражена в фрейдовской теории, что маленький мальчик воспринимает женщину как кастрированного мужчину. Но женщина это не кастрированный мужчина, и ее сексуальность специфически женская и не относится к «мужской природе». Влечение между мужчиной и женщиной возникает кроме прочего и в силу их различной социальной и духовной роли. Сила и воля, средоточием которых является мужчина, являются противоположностью нежности и мягкости, которыми обладает женщина, а в совокупности эти качества создают моральный климат семьи, призванной воспитывать детей.

Фрейд считал любовь иррациональным феноменом. Разница между иррациональной любовью и любовью, как выражением зрелой личности, для него не существует. Влюбленность всегда граничит с ненормальностью, она всегда сопровождается безрассудностью в отношении действительности, подчиненностью слепой силе и является перенесением с объектов детской любви. Любовь как разумный феномен, как вершина достигнутой зрелости, не составляла для Фрейда предмета исследования, поскольку она для него вообще реально не существовала.

«Согласно концепции Фрейда, полное и беспрепятственное удовлетворение всех инстинктивных стремлений должно обеспечивать душевное здоровье и счастье. Но очевидные клинические факты свидетельствуют, что мужчины — и женщины, — посвятившие свою жизнь неограниченному половому удовлетворению, не становятся счастливыми и очень часто страдают от жестоких невротических конфликтов или симптомов. Полное удовлетворение всех инстинктивных потребностей не только не дает основы для счастья, но даже не гарантирует психического здоровья»,- считает Фромм. [150. 157]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *