Транспортно-эксплуатационные показатели автомобильных дорог

Классификация автомобильных дорог

Классификация автомобильных дорог:

Европейские маршруты — часть единой европейской транспортной системы, имеют префикс E и номер, частично совпадают с участками федеральных автомагистралей.

Автомобильные дороги федерального значения — имеют префикс M и номер, финансируются из федерального бюджета.

Автомобильные дороги регионального значения — имеют префикс A и номер, финансируются из бюджетов субъектов федерации.

Автомобильные дороги межмуниципального значения — имеют префикс P и номер, финансируются из муниципальных бюджетов.

Прочие дороги местного значения — имеют префикс H и номер.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также перечень автомобильных дорог, необходимых для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации (имеющих оборонное либо специальное значение), утверждается Правительством Российской Федерации.

В настоящее время, с 28 сентября 2009, года действуют «Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог», утверждённые постановлением Правительства России от 28 сентября 2009 г. № 767.

В этом стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

Техническая классификация автомобильных дорог — разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории:

Класс автомобильной дороги — характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на неё.

Категория автомобильной дороги — характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.

Доступ на автомобильную дорогу — возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с неё транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.

Классы автомобильных дорог.

Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:

1. Автомагистраль,

2. Скоростная дорога,

3. Дорога обычного типа (нескоростная дорога).

К классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги: имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой; не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками; доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще, чем через 5 км друг от друга.

К классу «скоростная дорога» относят автомобильные дороги: имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой; не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками; доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.

К классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесённые к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»: имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой; доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V — 50 м друг от друга.

Категории автомобильных дорог.

Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от: количества и ширины полос движения; наличия центральной разделительной полосы; типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками; условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.

Таблица 2.1

Категории автомобильных дорог

Класс автомобильной дороги Категория автомобильной дороги Общее количество полос движения Ширина полосы движения, м Центральная разделительная полоса
Автомагистраль IA 4 и более 3,75 Обязательна
Скоростная дорога 4 и более 3,75
Дорога обычного типа (нескоростная дорога) IB 4 и более1) 3,75 Обязательна
II 3,5 Допускается отсутствие
2 или 33) 3,75 Не требуется
III 3,75
IV 3,0
V 4,5 и более

Кроме того, АД подразделяют по народнохозяйственному значению и административному подчинению: магистральные общегосударственного значения, в том числе для международного сообщения; магистральные республиканского значения для сообщения между областями и центрами республиканского значения; областного значения, обеспечивающие связь районов и крупны предприятий с областными центрами, станциями ж/д, пристанями; районного значения, связывающие районные центры, населенные пункты и крупные местные промышленные станции и пристани; городские дороги и дороги населенных пунктов; дороги промышленных предприятий и дороги предназначенные для внутрихозяйственных перевозок.

Транспортно-эксплуатационное состояние дороги характеризуется комплексом показателей, от которых зависит эффективность работы как АД, так и АТ.

Выделяют 4 группы переменных во времени показателей:

1) Показатели, характеризующие транспортную работу АД;

2) Показатели, характеризующие технико-эксплуатационные качества дорожной одежды и земляного полотна;

3) Показатели, характеризующие общее состояние АД и условий движения по ней;

4) Показатели, характеризующие эффективность транспортной работы дороги.

К показателям, характеризующим транспортную работу АД можно отнести:

— интенсивность движения;

— состав движения;

— объем движения;

— пропускную способность АД;

— провозную способность АД;

— скорость движения и др.

Интенсивность движения (N) – количество автомобилей, проходящих через некоторое сечение дороги за единицу времени (час, сутки). Интенсивность движения может меняться в зависимости от времени суток, месяца, года.

Объем движения – суммарное количество автомобилей, прошедшее через данный участок дороги за определенный период времени. Объем движения измеряют путем непрерывных наблюдений.

Состав движения (р) – распределение в процентном соотношении всего транспортного потока по видам транспортных средств. Состав движения зависит от района расположения дороги, наличия промышленных предприятий, дня недели и сезона. Состав движения оказывает существенное влияние на выбор мероприятий по организации движения.

Грузонапряженность дороги (брутто G) – суммарная масса грузов и ТС, прошедших по данному участку дороги в обоих направлениях в единицу времени. Измеряется в т/год или т/мес.

Грузонапряженность дороги (нетто) – общая масса грузов, перевезенных по данному участку дороги в обоих направлениях в единицу времени.

Показатели грузонапряженности чаще всего применяют для оценки работоспособности дорожной одежды.

Пропускная способность АД (Р) – максимальное количество автомобилей, которое может пропустить данный участок дороги в единицу времени. Обычно измеряется в авт/час.

Этот показатель является важнейшим при проектировании поперечного профиля и геометрических элементов дороги.

Провозная способность дороги (М) – максимальная масса грузов или количество пассажиров, которые могут быть перевезены через данный участок дороги в единицу времени. Измеряется в пасс/ч или т/ч.

Уровень загрузки дороги (z) – отношение интенсивности движения к пропускной способности рассматриваемого участка дороги. Этот показатель является одним из основных при расчете числа полос движения.

Кроме того, важнейшим качественным показателем транспортной работы АД и ее состояния является скорость движения. Различают несколько видов скоростей.

Расчетная скорость – максимальная безопасная скорость движения одиночного автомобиля на сухом покрытии при достаточных условиях видимости. Значение расчетной скорости устанавливается на основании технико-экономических расчетов.

Конструктивная скорость – максимальная скорость, развиваемая автомобилем данной конструкции. Эта скорость зависит от типа автомобиля и удельной мощности его двигателя.

Мгновенная скорость – это фактическая скорость, измеренная в конкретных створах дороги, поэтому это обычно скорости движения одиночных автомобилей. Значение мгновенной скорости характеризует фактические условия движения в конкретном месте дороги и в данный момент времени.

Техническая скорость — показывает среднюю на данном маршруте скорость без учета задержек, которая определяется в основном размерами геометрических элементов дороги.

Оптимальная скорость — обеспечивает наиболее эффективные условия работы дороги и АТ, а также благоприятные условия для водителей.

Нормируемые скорости– это значение скоростей, принимаемые при технических или технико-экономических расчетах. Расчетная скорость является одной из разновидностей нормируемой скорости.

Кпоказателям, характеризующим технико-эксплуатационные качества дорожной одежды и земляного полотна относят:

— прочность дорожной одежды и земляного полотна;

— ровность и шероховатость покрытия;

— сцепление шины с покрытием;

— износостойкость покрытия;

— работоспособность дорожной одежды.

Прочность дорожной одежды – характеристика несущей способности дорожной одежды, рассматриваемой конструкции. Оценивается модулем упругости (МПа).

Шероховатость– наличие на поверхности покрытия малых неровностей, не отражающихся на деформации шины и обеспечивающих повышения коэффициента сцепления.

Ровность– качественное состояние поверхности проезжей части, обеспечивающее высокие транспортно-эксплуатационные свойства дороги (комфортабельность, безопасность).

Оценивается по сравнению с установленной нормой колебаний по высоте в поперечном и продольном профилях. Измеряется по размеру просвета между поверхностью покрытия и рейкой в продольном и в поперечном направлениях или с помощью специальных приборов; при использовании толчкомера, суммирующего сжатие задних рессор автомобиля на пути в 1 км. Ровность измеряют в сантиметрах на километр.

Коэффициент сцепления шины с дорожным покрытием – показатель, характеризующий сцепные качества дорожного покрытия. Представляет собой отношение окружного тягового усилия на ободе ведущего колеса к вертикальной нагрузке на колесо, при котором начинается проскальзывание (пробуксовывание) колеса.

Работоспособность дорожной одежды– эксплуатационный показатель дороги, показывающий суммарную массу пропущенных по дороге транспортных средств между капитальными ремонтами в брутто тоннах.

Износостойкость– показатель, характеризующий сопротивляемость дорожных покрытий воздействию автомобильного движения, измеряется в мм/год.

К показателям, характеризующим общее состояние автомобильной дороги относят:

— надежность;

— проезжаемость;

— срок службы;

— относительную аварийность и безопасность;

Надежность– показатель, характеризующий вероятность безотказной работы.

Проезжаемость– возможность движения по дороге с заданной скоростью в различные периоды года.

Показатели аварийности и безопасности дороги подробно рассмотрены в л/р № 4.

Обеспеченность видимости на дороге – показатель, характеризующий количество участков с необеспеченной видимостью по отношению к протяженности дороги (в %).

Показатели, характеризующие эффективность транспортной работы дороги включают в себя:

— себестоимость перевозок;

— транспортную составляющую себестоимости перевозок;

— дорожную составляющую себестоимости перевозок;

— потери от ДТП.

Себестоимость перевозок – показатель эффективности работы АТ в рассматриваемых условиях (т/км).

Дорожная составляющая себестоимости перевозок- условный показатель, характеризующий долю расходов на ремонт и содержание дорог в общей себестоимости.

Транспортная составляющая себестоимости перевозок – условный показатель, характеризующий расходы АТ по обеспечению перевозок грузов и пассажиров.

Потери от ДТП – показатель, характеризующий потери народного хозяйства страны от гибели и ранения людей, порчи грузов и автомобилей.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *