Внешние признаки утомления

Признаки Степень утомления
Легкая значительная очень большая
Цвет кожи лица и
туловища
Небольшое
покраснение
Значительное
покраснение
Резкое покраснение,
побледнение, появление
синюшности губ
Потливость Небольшая, чаще на лице Большая, головы
и туловища
Очень сильная,
выступление соли
Дыхание Учащенное ровное Значительное
учащение, периодически через рот
Резко учащенное,
поверхностное,
появление одышки
Движения Не нарушены Неуверенные Покачивания, нарушение
координации движений,
дрожание конечностей
Внимание Безошибочное Неточность
выполнения команд
Замедленное выполнение заданий, часто на
повторную команду
Самочувствие Жалоб нет Жалобы на усталость, сердцебиение, одышку и т.д. Сильная усталость, боль в ногах, головокружение, одышка,
шум в ушах,
головная боль, тошнота и др.

Все указанные выше показатели в различной степени и различных отношениях отражают величину воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, что позволяет определять и регулировать нагрузку в процессе занятия.

Теоретико-методическую основу оптимального дозирования на­грузок составляют закономерности адаптации организма к воз­действию физических упражнений, развития тренированности. Исходя из этого сформулированы и научно обоснованы следую­щие методические положения:

адекватность нагрузок (соответ­ствие индивидуальным функциональным возможностям организ­ма);

постепенность повышения нагрузок (обеспечивающая разви­тие функциональных возможностей);

систематичность нагрузок (их последовательность и регулярность).

Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему, интенсивности, интервалам отдыха), что обеспечивает тренирующий эффект. Не­достаточные нагрузки неэффективны, так как ведут к потере учеб­ного времени, а чрезмерные — наносят вред организму.

Если нагрузка остается прежней и не меняется, то ее воздей­ствие становится привычным и перестает быть развивающим сти­мулом, поэтому постепенное увеличение физической нагрузки — необходимое требование.

Наиболее информативным, объективным и широко использу­емым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является величина частоты сердечных сокращений (ЧСС).

При дозировании нагрузок в целях повышения функциональ­ных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин (при этом на­блюдается максимальный ударный объем сердца). Поэтому вели­чина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд./мин, соответствует поро­гу тренирующей нагрузки.

В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин.

Следовательно, наибольший общеукрепляющий оздоровитель­ный эффект на занятиях с учащимися подросткового и юношеско­го возраста достигается упражнениями аэробной направленности средней и большой интенсивности (с помощью подвижных игр, эстафет, спортивных игр, плавания, бега, ходьбы на лыжах и др.).

Диапазон нагрузок средней интенсивности составляет 130- 160 уд./мин и большой интенсивности — 161-175 уд./мин.

Строгое регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивают направленное воздействие физических упражнений на функциональную активность органов и структур организма детей школьного возраста.

Регулирование параметров нагрузки на уроке физической культуры достигается многими разнообразными способами и методическими приемами; наиболее эффективные и доступные из них следующие:

— изменение количества повторений одного и того же упражнения;

— изменение суммарного количества упражнений;

— изменение скорости выполнения одного и того же упражне­ния;

— увеличение или уменьшение амплитуды движений;

— варьирование величин внешних отягощений;

— выполнение упражнений в усложненных или облегченных условиях (например, бег в горку и бег под горку или бег по до­рожке стадиона и бег по песку и т.д.);

— изменение исходных положений (например, выпрыгивания вверх из полуприседа и приседа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа с положением ног на полу и на гимнастической ска­мейке и т.д.);

— изменение длины дистанций в беге, плавании, в беге на лыжах;

— проведение занятий на обычной, увеличенной или умень­шенной площадке (в спортивных играх);

— варьирование применяемых методов (равномерный, игровой, соревновательный и др.);

— увеличение или уменьшение времени (интервалов) и харак­тера отдыха между выполнением упражнений.

В каждом конкретном случае преподаватель применяет наибо­лее оптимальные способы регулирования физической нагрузки для эффективного решения задач урока.

Для урока физической культуры характерным является строгая регламентация деятельности учащихся и дозирование нагрузки. Этим достигается оздоровительная направленность урока. Малые нагрузки не дают необходимого эффекта, слишком высокие могут принести вред здоровью детей. Четкая регламентация необходима и для выполнения образовательной функции занятия. Усвоение каждого упражнения требует определенного количества повторений. А воспитание физических качеств невозможно без предъявления требований к организму, что достигает правильной дозировкой нагрузки.

В процессе урока учитель должен контролировать частоту пульса учащихся. Он должен быть внимателен и к появлению первых внешних признаков утомления. Регламентировать нагрузку индивидуально в зависимости от реакции организма учащихся.

К внешним признакам утомления относятся:

— цвет кожи лица или туловища (покраснение; побледнение; появление синюшности губ);

— потливость (небольшая, большая, очень сильная);

— дыхание (ровное, значительно учащенное, резко учащенное, появление одышки);

— движения (не нарушены, неуверенные, нарушения координации движений, дрожание конечностей);

— внимание (безошибочное, неточность выполнения команд, замедленное выполнение команд);

— самочувствие (жалоб нет, жалобы на усталость, сердцебиение, одышку и т.д., сильная усталость, боль в ногах, головокружение, одышка, шум в ушах, головная боль, тошнота и др.).

Величина нагрузки на организм учащихся зависит от сложности упражнений и от того насколько упражнение знакомо детям. Нагрузка зависит от внешней среды, от температуры, силы ветра, рельефа местности и от интервалов отдыха в работе.

Нагрузку можно определить по:

1) кровяному давлению;

2) температуре тела;

3) химическому составу крови;

4) самочувствию учащихся;

5) внешним признакам и поведению учащихся: чрезмерное потоотделение; чрезмерное покраснение лица; побледнение лица; пятна на лице; дрожание конечностей; ухудшение техники и координации; снижение интереса к уроку; чрезмерное возбуждение; частое нарушение правил; снижение дисциплины и внимания учащихся; снижение результативности в работе. Это сигналы переутомления.

6) более точно определять физическую нагрузку можно по пульсовой кривой.

Методика определения физической нагрузки на уроке способом пульсометрии.В течение урока измеряется пульс у ученика обычной (средней) физической подготовленности. Первый раз пульс измеряется в начале урока в строю, а затем через каждые 3 минуты.

По пульсовой кривой можно судить о методике проведения урока, о характере упражнений в уроке. Измеряя пульс, необходимо обязательно указывать характер работы, чем занимался ученик или это объяснение учителя. Если проводилось ОРУ, то указывать конкретно какое. Пульс измеряется за 15 секунд и умножается 4, или за 10 секунд и умножается на 6.

При выполнении этого исследования не следует мешать учебному процессу, нельзя отвлекать внимание учащихся и ходить через весь зал, а находиться ближе к ученику, у которого определяется нагрузка. Если ученик выполняет упражнение на снаряде, особенно на канате или готовится к участию в эстафете, следует подождать и после выполнения задания измерить пульс.

Каждые три минуты данные пульса и характер вида деятельности учащегося заносятся в протокол по следующей форме:

Время Данные пульса Характер вида деятельности
в строю
ходьба
бег
специально-беговые упражнения
ОРУ в движении
объяснение
выполнение упражнения
выполнение упражнения
выполнение упражнения
объяснение
выполнение упражнения
исправление ошибок
выполнение упражнения
ходьба
упражнения на дыхание
в строю

На основании данных протокола чертится график пульсовой кривой, который состоит из двух осей. Вертикальная ось – данные ЧСС, а горизонтальная – минуты урока.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *